Акмалюддин Нахджувани – врач и государственный деятель, ставший учеником Руми
Акмалюддин Нахджувани родился в Нахичевани – исторической области, ныне входящей в состав Азербайджана. Он получил известность под именем Акмалюддин Табиб, пишет Ахмед Садреддин.
Имена многих людей, которые окружали Мевляну Джаляледдина Руми, вошли в историю. Как гласит пословица «Вспоминая Сулеймана, вспомнят и муравья». Одним из таких людей был Акмалюддин Нахджувани – врач, государственный деятель и комментатор Ибн Сины. Подробных сведений о его жизни не сохранилось, кое-что о нем известно из манакиб – трудов, посвященных жизнеописанию святых. Он был главным врачом во дворце сельджукских султанов в Конье, врачом и преподавателем в Даруш-шифа, основанной Аляуддином Кейкубадом I. Ахмед Афляки в своем «Манакибуль-арифин» сообщает, что Акмалюддин Табиб был учеником Мевляны, а также приводит семь историй, связанных с ним. Вот одна из них.
Шеб-и Арус в Конье: празднование смерти как воссоединения с Творцом.
Акмалюддин Табиб любил носить дорогие и красивые одежды. Но однажды на собрании у Мевляны он был смущен тем, как он выглядит на фоне других дервишей. Шейх Руми, поняв, что происходит с ним, утешил его. Тогда Акмалюддин тут же снял свои одежды и раздал неимущим дервишам, а после этого уже никогда не одевался так роскошно.
Также Ахмед Афляки сообщает, что в честь Акмалюддина Табиба Мевляна в Судный день окажет заступничество всем врачам. В «Маникибуль-арифин», а также других трудах такого рода этого медика описывают такими эпитетами, как Гиппократ своего времени, Платон своего времени, врач мира, бесподобный и другие. Также его называют Ходжа – учитель, наставник, так как он готовил молодых медиков.
Как ясно из манакибов, Акмалюддин Табиб был влиятельным государственным деятелем, а также ученым. В одном письме, написанном ему, Мевляна рекомендует одного человека в качестве преподавателя (мударрис) в медресе и просит Акмалюддина посодействовать в его назначении.
Мевляна неизменно выказывал к Акмалюддину Табибу уважение и любовь. В своих письмах к нему он называл его «садр-и кабир» (великий глава), «маликуль-хукама» (глава мудрых) и другими подобными эпитетами. Это показывает, что Акмалюддин преуспел не только на поприще науки и политики, но и был дервишем, заслужившим благосклонность своего муршида.
Народ одарил Акмалюддина Нахджувани прозвищем Бей-хеким (Господин-врач). В Конье в махалле Бейхаким до сих пор сохраняется его мечеть и гробница, в которой, согласно преданиям, он похоронен.
Сын Джаляледдина Руми, Султан Велед, посвятил Акмалюддину Табибу касыду из сорока бейтов.
Акмалюддин Табиб также получил известность как комментатор Ибн Сины. Он составил комментарии к «Аль-Ишарат ва-т-танбих» Ибн Сины. Также его перу принадлежит «Аль-Аджвиба» – труд, составленный как ответ на критику Ибн Сины, приводимой в комментариях к «Канун ат-тыбб» Фахр ад-дина Рази.
Исламосфера