Акустические технологии Мимара Синана

[TheChamp-Sharing]

Исследование показывает, что акустические системы, применявшиеся в построенных знаменитым османским архитектором Мимаром Синаном мечетях, были результатом долгосрочных расчётов и проектирования, что подтверждает обширность его знаний и применяемых технологий в сфере акустики.


Изучение таких культовых зданий, построенных Мимаром Синаном, как мечети Михримах Султан, Сулеймание, Рустем-паша, Соколлу Мехмет-паша в Стамбуле и Селимие в Эдирне, показывает, что знаменитый архитектор использовал целый ряд технологий для улучшения их акустических характеристик.

Равномерное распределение звука

Чтобы обеспечить равномерное распределение звука, архитектор избегал использования правильных форм, таких как идеальный квадрат или куб, и применял ниши, контрфорсы, галереи и т.д. чтобы нарушить симметрию. Это показывает, он владел знаниями о собственных частотах и стоячих волнах, негативно влияющих на акустику помещений. Использование сталактитов в углах рассеивает отражённую звуковую энергию, что позволяет избежать стоячих волн. Всем структурным элементам были приданы рассеивающие формы для рассеивания отражённой звуковой энергии. Мимар Синан уделил особое внимание куполу, чтобы предотвратить отражения от него, которые могут привести к эху и пролонгации, особенно на низких частотах.

Мимар Синан – путь от янычара до главного архитектора Османской империи.

Источник: lionsinthepiazza.com

Затухание звука

После рассеивания звукового поля в помещении необходимо обеспечить оптимальное время реверберации для достаточной разборчивости речи. Исследования показывают, что в мечетях Мимара Синана избыточная звуковая энергия поглощается поверхностями и разными элементами. Для контроля затухания звуковой энергии он использовал три приема:

1. Штукатурка

 Помимо традиционной штукатурки в мечетях применяются ещё два вида покрытия, приготовленной на основе хорасанской штукатурки, содержащей терракотовые вкрапления. В одном случае в нее была добавлена пакля, которая отвечает за звукопоглощение.

2. Резонаторы

 Чтобы предотвратить возникновение стоячих волн, вызванных собственными частотами, в качестве резонаторов использовались многочисленные терракотовые сосуды. Как правило, они устанавливались в куполах, но могли быть и в других местах.  Например, в стене мечети Шехзаде в Стамбуле находятся 35 резонаторов, каждый из которых имеет перфорированную крышку для увеличения внутреннего сопротивления системы.

Как здания, построенные Мимаром Синаном, выдерживают землетрясения?

3. Ковровые напольные покрытия

Даже в пустых мечетях время реверберации находится в допустимых пределах, а когда они полностью заполнены, то оно просто идеально. Это доказывает, что Мимар Синан учитывал влияние присутствия людей на акустику, а чтобы она сохранялась приемлемой и во время их отсутствия, полы были покрыты ковром, что также является одним из принципов современной акустики.

Заключение

Следует отметить, что упомянутые элементы выполняют не только акустическую, но и статическую и эстетическую функции. Таким образом, Мимар Синан объединил в своих творениях статику, акустику и эстетику. Кроме того, их функционирование свидетельствует о том, что акустические характеристики мечетей были спланированы ещё до начала строительства. Как можно наблюдать, Мимар Синан в разных мечетях с разной планировкой и использованием разных отделочных материалов смог добиться оптимальных акустических характеристик. Это также доказывает, что эти характеристики были результатом тщательных расчётов и проектирования.

Великий архитектор в тени Мимара Синана: Седефкар Мехмед Ага.

Источник: odeon.dk

Источник: Janisjr

Источник: Charles Roffey

Исламосфера


Источник:

Mutbul Kayili ‘Sinan’s Acoustical Technology’

Комментарии