Аль-Азхар выступает против религиозных реформ Сиси в Египте
Президент Египта считает, что пришло время «революционизировать» Ислам. Но для этого ему нужна помощь старейшего, самого престижного суннитского университета страны.
Две бронированные машины стоят у входа в кампус Аль-Азхара в районе Медина ан-Наср в Каире. Стоящий на коленях полицейский молится на лужайке, в то время как в караульной будке охранник просит посетителей пройти внутрь.
В этот период, когда в Египте проходят президентские выборы, университет Аль-Азхар находится под еще более пристальным наблюдением, чем обычно. «Здесь нет свободы. Мы не имеет возможности говорить. Но я просто скажу вам, что ДНК Аль-Азхара является исламской», – говорит Ахмед, студент факультета литературы, сочувствующий «Братьям-мусульманам», с которыми Президент Абдель Фаттах Ас-Сиси борется нещадно с момента отстранения их от власти в 2013 году.
Пять лет спустя тысячелетняя колыбель суннитской исламской мысли продолжает оказывать сопротивление президенту. За высокими стенами этого авторитетного учреждения, которое ежегодно принимает 300 тысяч иностранных студентов, происходит борьба за власть между политической и религиозной сферами.
«На Аль-Азхар приходится один миллион студентов со всего Египта и школы по всей стране», – говорит Хайри Шаарави, руководитель департамента исламских исследований. «Рядом с канцелярией великого имама, который находится в окружении 80 ученых, есть 75 факультетов, и Дар аль-Ифта [букв. «дом фетв» – Исламосфера], где улемы издают религиозные фетвы. Эти фетвы, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на 1,5 миллиарда суннитов во всем мире. Неудивительно желание Ас-Сиси получить больший контроль над этим крупным игроком в политической жизни Египта.
В 1950-е годы Гамаль Абдель Насер «смог добраться до Аль-Азхара, назначив великого имама», – объясняет Шаарави. «Во время войны против Израиля в 1973 году Аль-Азхар мобилизовал население. Затем Анвар Садат передал больше полномочий религиозным лидерам для противодействия своим врагам из числа коммунистов. Что касается Хосни Мубарака, то он провел небольшие реформы в религиозной сфере, но в Египет уже проникло ваххабитское учение из Саудовской Аравии».
Когда в 2011 году началась революция, президент университета шейх Ахмед Ат-Тайеб попытался успокоить студентов. Но большинство из них требовало отставки Мубарака, а спустя год приветствовало победу Мухаммеда Мурси. Первый президент-исламист в истории Египта стремился проникнуть в собрание великих ученых университета Аль-Азхар. «Лишь немногие из них согласились на это», – вспоминает Хайри Шаарави.
Когда армия вернулась к власти в 2013 году и доверила бразды правления страной Ас-Сиси, Шейх Ат-Тайеб находился рядом с новым раисом во время его первого телевизионного выступления. В закулисной части «Братья — мусульмане» – или то, что от них осталось после беспощадных чисток – поклялись сделать Аль-Азхар бастионом сопротивления Ас-Сиси. На их стороне было большинство преподавателей, которые, как говорят, по сей день восприимчивы к идеям «Братьев».
«Это можно почувствовать на встречах, на которых присутствуют и преподаватели, хотя мы проявляем осторожность, потому что боимся, как бы на эти встречи не проникли осведомители», – говорит Ахмед, студент факультета литературы, сочувствующий «Братьям-мусульманам». Сколько студентов разделяют эти симпатии? Четверть, согласно мнению Шаарави. По мнению же Ахмеда, таких студентов намного больше.
Нежелание меняться
В конце 2014 года Ас-Сиси в своей речи призвал имамов Аль-Азхара «революционизировать» Ислам, скорректировав тексты, возраст которых насчитывает более 10 веков. Такого заявления не делал ни один президент до него. Сиси призвал президента университета возглавить эту борьбу. «Уважаемый имам», – сказал Ас-Сиси. «Вы несете ответственность перед Аллахом. Весь мир ждет вашего слова, потому что исламская нация разрывает себя на части, распадается и стремится уничтожить саму себя своими же собственными руками».
С тех пор Ас-Сиси, который столкнулся с исламистским террором в Синайской пустыне, а также в крупнейших городах страны, не переставал повторять свои предписания Аль-Азхару. Однако большинство из них остались без внимания. Виной тому была не неприязнь шейха Ат-Тайеба, который, как и Шаарави, также учился в Сорбонне, но уже по причине сопротивления большинства старших ученых-традиционалистов Аль-Азхара.
«Шейху Ат-Tайебу удается балансировать между консерваторами и реформаторами», замечает анонимный исследователь. «Он словно идет по канату».
Президент Ас-Сиси хотел поставить под контроль пятничные проповеди в сотнях тысяч мечетей по всему Египту. Но Аль-Азхар воспротивился этому. «Раис хотел унифицировать проповеди, так чтобы они составлялись сотрудниками Министерства по делам вакуфов и были доступны на сайте министерства», – объясняет исследователь. «Наконец, Аль-Азхар согласился только на то, чтобы получать отдельные формулировки, которые должны были звучать в проповедях».
Хотя тысячи лидеров исламистов и их сторонников были заключены властями в тюрьму, им все равно удается распространять свою идеологию в подпольных мечетях, которые, по некоторым оценкам, составляют около 20% от общего числа мечетей.
Помимо этого, возникло сопротивление в вопросе о словесном разводе. Правительство хотело отменить эту постоянную практику, в соответствии с которой мужья (но не жены) могут расторгнуть брак, произнося определенные слова. Но и в этом случае самый консервативный из великих улемов Аль-Азхара выступил против.
«Аль-Азхар выступает за реформу», – настаивает анонимный исследователь. «Но его методы отличаются от тех, которые использует правительство. Оно пытается пробить себе дорогу силой. Мы же являемся удобным козлом отпущения. Правительство говорит, что нападения совершаются Аль-Азхаром, что насилие на Синае совершается Аль-Азхаром. Но оно должно также признать свои собственные упущения в сфере безопасности».
Хотя Аль-Азхар действительно сформировал мышление большинства египетских лидеров «Братьев-мусульман», в самом университете утверждают, что никогда не видели, чтобы будущие джихадисты учились в его стенах. И он прямо выступает против женщин, носящих никаб, и против женского обрезания.
С другой стороны, осуждая ИГИЛ, он по-прежнему не в состоянии выносить такфир джихадистам. «Это мусульманские преступники. Мы осуждаем их как преступников», – говорит Шаарави. «Но мы не можем лишить их веры. Иначе мы попадем в игру, которую ведут джихадисты».
Даже если желание правительства увидеть «модернизацию» Аль-Азхара когда-нибудь осуществится, то нескоро.
Жорж Мальбрюно / Ле Фигаро