Аль-Матраг – боевое искусство Алжира
Аль-Матраг представляет собой бои на палках. Главная задача при этом – совершить как можно больше ударов по 14 основным болевым точкам на теле человека, сообщает сайт Traditional Sports.
Сложно точно проследить историю этого вида спорта, но несомненно, что его колыбелью является провинция Оран, то есть северо-западный регион Алжира, и появился он более двух столетий назад. Согласно некоторым источникам, пастухи этого региона защищали себя и свои стада от похитителей. Однако, судя по всему, этот вид спорта изначально уходит корнями в военную практику, потому что движения в нем очень похожи на приемы владения саблей. Логично предположить, что для тренировки боя с холодным оружием воины использовали палки из оливкового дерева, которые можно было легко приобрести, что и привело к появлению этого вида боевого искусства.
Толчок в развитии матраг получил при эмире Абд аль-Кадире, то есть в то время, когда значительная часть алжирцев вооружилась для сопротивления французскому вторжению. Война, которая длилась более пятнадцати лет (с 1830 по 1847 год), способствовало развитию воинского искусства у арабов, в том числе и матрага. Тогда этот стиль борьбы был окончательно сформирован и кодифицирован. Вместе с этим, вероятно, именно в это время он стал заключать в себе символический элемент, потому что по сей день матраг считается воплощением духа борьбы алжирцев с врагами, а также против несправедливости.
Стоит отметить, что мастера («шейхи») матрага часто ссылаются на аят из Корана, придавая этому боевому искусству глубокую арабо-мусульманскую идентичность: «Он [Моисей] сказал: «Это – мой посох. Я опираюсь на него и сбиваю им листья для моих овец (или отгоняю им моих овец). Я нахожу ему и другое применение»» (Таха, 20/18). В фразе «Я нахожу ему и другое применение» шейхи находят ссылку на борьбу на палках.
Тахтиб – древнее боевое искусство Египта.
Матраг определяется как алжирское боевое искусство. Оружие, используемое в таком бою, носит такое же название. Хотя оно представляет собой простую палку, здесь имеются свои тонкости. Изготавливают ее из дикой оливы, которую в Алжире называют «забудж». Ее древесина сочетает в себе две основные характеристики оружия: гибкость и прочность. Изготавливают такие палки в определенное время года, когда концентрация сока в ветках деревьев оптимальна. Размер матрага составляет около двух локтей, то есть около 115 см, а толщина может быть разной, средний диаметр колеблется от 1 до 2 см. Гибкость, плотность и прочность делают матраг очень эффективным оружием, и сравнение его с саблей не является преувеличением.
Удары строго кодифицированы, их четырнадцать: это два вида удара по ушам, два – в подбородок, два – в лоб, два – в ребра, два – в нижнюю часть ноги, два – по рукам и два – по локтям. Разрешаются только удары плашмя, а тычковые удары, которые гораздо опаснее, официально запрещены, за исключением случаев самообороны, например, когда противник вооружен ножом. Существуют комбинации, которые состоят из нескольких ударов строго определенного порядка, которые известны и практикуются всеми. Например, начиная бой, бойцы уважительно приветствуют друг друга, выполняя начальную и обязательную комбинацию ударов по противнику, называемую «ваджбат», которая состоит из четырех приемов, по одному для каждого уха, одному для подбородка и ещё одному для лба.
Ход соревнований довольно прост: нападающий наносит серию ударов, защитник отражает их с помощью установленных приемов, а затем, в свою очередь, выполняет ту же серию ударов по противнику. На более высоком уровне бойцы используют много разных вариантов или вводят в свой план непредвиденные удары. Иногда соперник должен быть очень быстрым и сильным, чтобы противодействовать этим неожиданным атакам.
Фантазия – арабское искусство верховой езды.
Поединки между мастерами или опытными практиками в матраге напоминают бои в азиатских стилях, таких как арнис (Филиппины), кунг-фу (Китай) или японское боевое искусство айки-дзё. В последнем также используется палка длиной 120 см, а техника боя очень похожа на матраг. Следует также отметить, что современные великие мастера матрага часто являются экспертами в азиатских боевых искусствах. В этом виде спорта есть свой нравственный кодекс. Занимающиеся матрагом должны быть скромными, честными, уважать других, а братство и честь должны представлять для них главную ценность.
В колониальный период матраг практиковался по большей части скрытно. Французские власти неодобрительно относились к этому боевому искусству, которое связывало «туземцев» с их культурой. Так же это искусство особо не привлекало к себе внимание во времена первых лидеров независимого Алжира. И только в начале 1980-х годов оно вышло из забвения. Даже сейчас некоторые старые мастера матрага стараются незаметно передавать знания своим «гендузам» (ученикам, выбранным для получения всех знаний мастера) или ученикам в целом. Тем не менее, в Алжире существует множество матраг-клубов со штаб-квартирами в городах.
Выступления бойцов матрага происходят во время народных празднеств, которые представляют собой большие собрания на открытом воздухе, чем-то похожие на ярмарки. Здесь можно послушать выступления сказителей, декламирующих древние бедуинские стихи, поесть кускус, сидя со скрещенными ногами в палатке, но, прежде всего, посмотреть баруд – скачки, во время которых всадники выполняют акробатические упражнения, заряжая и разряжая винтовки, а также стреляют залпом на полном скаку по команде. Баруд и матраг воспринимаются как два важных аспекта культуры алжирских воинов, что подтверждает древнее происхождение этого боевого искусства владения палкой.
Танец баруд – символ национального единства алжирского народа.
Исламосфера