«Аль-Урва аль-вуска» – издание, оказавшее влияние на мусульманскую мысль

Хотя было выпущено всего 18 номеров «аль-Урва аль-вуска», эта газета оставила свой след в истории современной мусульманской мысли.


В конце XIX в. Западная Европа стала колыбелью мусульманского модернизма или мусульманской реформации – нового течения в исламе, основоположниками которого являются Джамаль ад-Дин аль-Афгани (1839–1897) и Мухаммад Абдо (1849–1905).

В 1883 г. Джамаль ад-Дин Афгани отправился в Европу и в 1884 г. обосновался в Париже, где решил выпускать газету «аль-Урва аль-вуска» на арабском языке, чтобы переправлять ее в Египет и другие регионы мусульманского мира. В Париже к нему присоединился Мухаммад Абдо.

Будучи человеком хорошо образованным, Афгани понимал неисчерпаемые возможности прессы. Франция как место для издания газеты тоже была выбрана не случайно – французским властям было на руку появление антибританского печатного органа.

О книге “Исламская цивилизация” египетского мыслителя Ахмада Заки.

Джамаль ад-Дин аль-Афгани / Источник: en.wikipedia.org

Само название газеты символично. Полностью оно звучит как «аль-Урват аль-вуска ла-н-фисама ляха», что переводится как «Крепчайшая связь, которую невозможно сокрушить» и является отсылкой к аятам Корана:

«Тот, кто не верует в идолов и вepyeт в Aллaxa, тoт yxвaтилcя зa ĸpeпчaйшyю cвязь, ĸoтopую нeвозможно coĸpyшить» (Бакара 2/256)

«И ĸтo пpeдaл cвoй лиĸ Aллaxy, бyдyчи иcĸpeнним, тoт yxвaтилcя зa ĸpeпчaйшyю cвязь» (Лукман, 31/22).

«Крепчайшая связь» трактуется богословами как связь отдельного человека с Господом, а также как «вера» или «ислам».

Джамаль ад-Дин Афгани считается сторонником панисламского единства в Европе и индуистско-мусульманского единства в Индии против британцев. Соответственный характер имело и созданное им печатное издание. «Аль-Урва аль-вуска» позиционировала себя как «литературная и политическая газета», а своей миссией считала стать рупором для авторов, желающих, чтобы их голос был услышан, объединить мусульманскую умму и бороться за независимость восточных народов.

Вестернизация и духовная апатия мусульман.

Мухаммад Абдо / Источник: en.wikipedia.org

Большинство политических статей в газете были посвящены борьбе с британским империализмом на мусульманских землях, а теоретических – переосмыслению исламских идей и призыву к единству среди мусульман.

Газета бесплатно распространялась по всему мусульманскому миру. Источники ее финансирование неясны. Среди возможных спонсоров называют английского поэта и писателя Уилфрида Бланта, известного своими антиимпериалистическими взглядами, и хедива Египта Исмаила-пашу. Субсидирование обеспечило широкое распространение газеты через разветвленную сеть, включающую арабских бизнесменов в Бомбее, что способствовало повышению авторитета как ее самой, так и ее редакторов.

«Аль-Урва аль-вуска» издавалась недолго – с марта по октябрь 1884 года. После того, как вышло восемнадцать номеров, газета внезапно прекратила свое существование, вероятно, из-за нехватки средств. Причиной также называют действия британцев, запретивших распространять ее в Индии и Египте. Номера газеты были конфискованы в нескольких исламских и западных странах.

Даже после прекращения издания редкие экземпляры выпусков «аль-Урва аль-вуска» оставались в обращении среди мусульман, оказав влияние на мусульманскую мысль того времени.

«Аль-Урва аль-вуска» называют крупнейшим изданием Нахды – движения арабского возрождения конца XIX – начала XX века.

Как группа деятелей мусульманского мира спасала исламскую классику от полного исчезновения в 18-19 вв.

File:العروة الوثقى.png

Логотип газеты “Аль-Урва аль-вуска” / Источник: commons.wikimedia.org

Al-Urwah al-Wuthqa.

“Аль-Урва аль-вуска” / Источник: gzt.com

Исламосфера

Комментарии