Али Фарка Туре – малийский фермер, мэр и легендарный гитарист африканского “пустынного блюза”

Али Фарка Туре называют одним из самых известных музыкантов Африканского континента. Несмотря на мировую славу, он в глубине души считал себя всего лишь скромным фермером.
Чтобы познакомиться с феноменом Туре, вам придется отправиться в путешествие на север Мали. Он родился в 1939 году в небольшой деревушке Канау, построенной из самана, и был первым из 10 детей в семье, кому удалось пережить младенческий возраст. Согласно традициям, чтобы поощрить это упорство, ему было дано прозвище «Фарка», что означает «осел» на языке народа сонгай, к которому он принадлежал.
Его отец, солдат французской армии, погиб во время Второй мировой войны, и семья Туре бежала на юг, в небольшой городок Ниафунке на берегу Нигера. Мальчик не учился в школе и рос, работая в поле и слушая музыку на свадьбах, праздниках обрезания и церемониях наречения детей. Он с благоговением внимал, как музыканты поют и играют на любимых инструментах: однострунной гитаре джеркеле, однострунной скрипке ньярке и четырехструнной лютне нгони, а после сам освоил их. В возрасте двенадцати лет он смастерил свой первый инструмент – гитару джеркел. Позже он увлекся обычной гитарой, обнаружив, что ему легко перенести свою традиционную технику на этот западный инструмент. Но своего у него не было, поэтому приходилось играть на гитарах, позаимствованных у других.
С 1962 года Али работал с труппой района Ниафунке, а в 1968 году совершил свою первую поездку за пределы Африки, когда его выбрали представлять Мали на международном фестивале искусств в Софии в Болгарии. Здесь он купил свою первую гитару.
Песня и молитва Юссу Н’Дура: легенда африканской музыки говорит о самом сокровенном.

Источник: SingersRoom
В 1970 году музыкант начал десятилетний период работы на Национальном радио Мали в качестве звукорежиссера, играл в оркестре Радио Мали, а также исполнял свою музыку. В его музыке сочетаются традиционные малийские мелодии и отдалённо связанный с ними афроамериканский блюз. Али Фарка Туре считается пионером африканского пустынного блюза. Он стал первым блюзменом Африки, добившимся широкой популярности на своем родном континенте. А после его слава вышла на всемирный уровень.
По совету друга-журналиста музыкант отправил несколько записей своих передач, которые готовил для радио Мали, звукозаписывающей компании Son Afric в Париж. В течение нескольких месяцев был выпущен первый альбом «Ali Farka Touré», а после еще шесть. В 1986 году один из них, получивший название «Красного», вызывал большой интерес в Лондоне. Британский диджей Энди Кершоу, находясь в Париже, купил его наугад среди кучи других, обратившись внимание на обложку. Когда он сыграл несколько треков из этого альбома в своем сегменте на BBC Radio One, это сразу привлекло внимание слушателей, в том числе и британского звукозаписывающего лейбла мировой музыки World Circuit Records. Его представитель Энн Хант специально отправилась в Мали, чтобы разыскать Али Фарку Туре. Сделать это удалось, передав сообщение по радио с просьбой предоставить информацию о его местонахождении.
Али получил приглашение выступить в Великобритании в 1987 году. В том же году его первая запись на World Circuit Records имела мгновенный успех. Позже он записал еще ряд альбомов, принесших ему международную славу, гастролировал по Европе, Северной Америке, Японии и Австралии.
“Тинаривен”: мятежные музыканты африканской пустыни.
«Talking Timbuktu» (1994), созданный в сотрудничестве со знаменитым американским гитаристом Рай Кудером, был удостоен премии Грэмми и стал одним из самых успешных альбомов африканской музыки в истории. За несколько недель до своей смерти Туре получил свою вторую премию «Грэмми», на этот раз в сотрудничестве с малийским исполнителем Тумани Дьябате, за альбом «In the Heart of the Moon».
Две премии Грэмми для певца и гитариста, родом из места, вошедшего в поговорку из-за своей удаленности, – это достижение, которое должно внушать благоговейный трепет. Но Али Туре никогда не поддавался, как многие другие звезды африканской музыки, соблазну жизни в европейских столицах. «В моем удостоверении личности написано, что я артист, но на самом деле я фермер», – решительно заявил он.
По мере того, как росла слава, Туре пришлось столкнуться с дилеммой. Что для него важнее: музыка или фермерство? 350 гектаров рисовых полей вдоль берегов реки Нигер недалеко от Ниафунке, которые он с таким усердием орошал и возделывал, в конце концов оказались для него дороже, и с 1997 года он несколько раз объявлял о своем уходе из музыки. Но Нику Голду, продюсеру World Circuits, каждый раз удавалось заманить его обратно. Чтобы записать очередной альбом он даже перенес студию в Ниафунке, оборудовав ее в заброшенной сельскохозяйственной школе и используя портативное оборудование и бензиновые генераторы, так как город не был электрифицирован. Запись приходилось делать в перерывах между сельскохозяйственными работами, поскольку для музыканта они всегда были на первом месте. Итоговый альбом «Niafunké» (Ганнибал) был выпущен в 1999 году.
Стамбели – суфийская музыка Туниса с африканскими корнями.
Активно участвуя в ирригационных проектах, направленных на улучшение ситуации с сельским хозяйством в своем регионе, в 2004 году Али Фарка Туре был избран мэром Ниафунке. Он потратил собственные деньги на разметку дорог, прокладку канализационных каналов и заправку генератора, который обеспечивал обедневший город электричеством.
В начале 2000-х годов музыкант продолжал заниматься творчеством. В 2003 году он появился в основополагающем исследовании Мартина Скорсезе о блюзе – сериале «Блюз», а в 2005 году дал свои первые концерты за многие годы в Брюсселе и Ницце, записывал альбомы. Всего через несколько недель после получения своей второй «Грэмми» 7 марта 2006 года Али Фарка Туре скончался от рака костей, от которого он страдал в течение нескольких лет.
На своей родине музыкант был посмертно удостоен звания Национального командира Мали (высшей награды страны) и государственных похорон.
Его песни и мелодии использовались в различных программах, фильмах и документальных лентах, созданных на Западе. Например, песня Идриссы Сумаоро «Беребре» с участием Али Туре звучит в «Черной пантере» (2018). Он занял 76-е место в списке «100 величайших гитаристов всех времен» журнала Rolling Stone. В списке «100 величайших гитаристов всех времен» по версии журнала «Спин» музыкант находится на 37 месте. Али Фарка Туре был дважды женат, и у него было 12 детей. Один из его сыновей, Вьё Фарка Туре, которого называют «Хендриксом Сахары», тоже является всемирно известным музыкантом.
Азиза Брахим – от лагеря беженцев до мировой музыкальный сцены.
Исламосфера