Амаду Бамба – великий суфийский шейх Сенегала и глава движения мирного сопротивления колониализму

В Великой мечети Тубы, где находится гробница Амаду Бамба, каждый год в 18-й день месяца Сафар собираются миллионы его последователей из разных мест, пишет Муджахит Дурмаз.


Амаду Бамба родился в 1850 году в деревне Мбаке. Его отец Момар был марабутом тариката кадирия. Начальное образование Амаду Бамба получил у него, а со временем, углубив свои знания, стал алимом в области тафсира (толкования Корана), фикха (исламского права) и тасаввуфа. Когда после смерти отца ему предложили занять должность мусульманского судьи (кади), он отказался, потому что его целью было продвижение по пути тариката. Амаду Бамба отправился в город Сент-Луис, торговый центр Сенегала в период французского колониализма, где стал учеником крупнейшего шейха тариката кадирии в Западной Африке – Хаджа Камара. Посчитав, что он дал ему все, что мог, Хадж Камара отправил своего ученика к другому кадирийскому наставнику – шейху Сидйа из Мавритании. У последнего Амаду Бамба изучал тасаввуф, исламское вероучение, фикх. Он добился таких успехов, что шейх Сидйа, дав ему иджазу (разрешение), назначил его своим халифом (наместником) в районе Сенегала, где проживала народность волоф.

На протяжении многих лет Амаду Бамба, не вмешиваясь в войны между французскими колонизаторами и сенегальскими королями, занимался проповедованием ислама, создавал школы в деревнях. В его деревню, названную им Туба в честь дерева, растущего в Раю, приходило множество людей. Рост влияния шейха начал вызывать беспокойство колониальных властей. Однако, несмотря на то, что они неоднократно разрушали деревенские медресе, созданные Бамба, им не удалось помешать шейху и движению, которое он возглавил.

Туба – тайное сердце Сенегала и оплот суфийского братства мюридия.

​Ahmadu Bamba

Великая мечеть Тубы / Источник: gzt.com

Власти потребовали, чтобы Амаду Бамба распустил своих мюридов, а после отказа – сослали его в Маюмбу в Габоне, решив, что в этом месте, где было много христиан, он не сможет распространять свои взгляды. Прожив там 7 лет, шейх еще на 5 лет был вынужден остаться в Мавритании. Затем французы привезли его в Сенегал, но 15 лет держали под наблюдением в городе Диурбель.

Арест Амаду Бамба и его ссылка не остановили процессы. Наоборот, они стимулировали их. Последователи шейха устраивали массовые демонстрации и акты гражданского неповиновения, отказавшись платить налоги. Они из рук в руки передавали его книги, а число его мюридов росло.

В 1910 году, когда шейх Бамба вышел на свободу, его приветствовали около миллиона его учеников и последователей, образовавших новый тарикат – мюридия.

На первых порах Амаду Бамба делал зикр (поминание) кадирии, получив на это иджазу своего отца. После он получил иджазу от одного шазилийского шейха, добавив зикр этого братства к своему. Специфический зикр мюридия был установлен им в Рамадан 1903 года. Согласно адабу (культуре) этого тариката каждый его последователь читает в день один джуз (1/30 часть) Корана. Кроме того, в ходе зикра мюриды, каждый по-отдельности или коллективно, читают касыды Амаду Бамба, восхваляющие Посланника Аллаха (мир ему).

В Сенегале открылась самая большая мечеть Западной Африки.

AhmaduBamba.jpg

Шейх Амаду Бамба / Источник: en.wikipedia.org

Основанная Амаду Бамба деревня Туба превратилась в город. В 1925 г. он получил от властей разрешение на строительство в нем мечети, но умер в 1927 г. Строительство этой мечети заняло тридцать два года, открыта она была 1963 году, уже после обретения Сенегалом независимости, и является крупнейшей в Африке.

Тарикат мюридия на сегодняшний день остается одним из самых влиятельных в Сенегале. В городе Туба нет правительства, администрации и полиции, управляет им глава тариката. В нем запрещены алкоголь, сигареты, громкая музыка и политика.

Форма пассивного сопротивления французскому колониализму, принесенная шейхом Бамба, и понимание им суфизма, содержащее африканские культурные элементы, сегодня являются основой сенегальского менталитета. К тарикату мюридия принадлежат многие политические деятели, такие как Абдулай Уэйд, одно время занимавший пост президента, и даже известные певцы.

В Великой мечети Тубы, где находится гробница Амаду Бамба, каждый год на 18-й день месяца Сафар собираются миллионы его последователей из разных мест, чтобы отметить «День Магала» (день, когда шейх вернулся из изгнания), проводят зикры (поминания), возносят молитвы.

Как я нашла Единственного: возвращение сенегалки к истокам своей веры.

Bağdat’tan Dünya’ya yayılan Geylani (Hz)’nin geleneği bambaşka di­yarlarda yolculuğuna devam ediyordu.

Источник: gzt.com

Şeyh Bamba’nın getirdiği Fransız sömürgeciliğine pasif direniş şekli ve Afrika’nın kültürel öğeleriyle öz­deşleşmiş tasavvuf anlayışı bugün Senegal’in kültürel harcının temelini oluşturur.

Форма пассивного сопротивления французскому колониализму, принесенная шейхом Бамба, и понимание им суфизма, содержащее африканские культурные элементы, сегодня являются основой сенегальского менталитета / Источник: gzt.com

Фреска на стене в Дакаре (Сенегал), изображающая Амаду Бамба, Ибрахима Фалла и Серинье Фаллу – лидеров тариката мюридия / Источник: en.wikipedia.org

Исламосфера

Комментарии