«Аманат» для Шейха. Рецензия на фильм Насера Хемира «В поисках Мухйиддина»
В своих прошлых работах я касался творчества тунисского режиссёра Насера Хемира, находя в нём отсылки к известным произведениям исламского культурного поля — Руми, «Тысяча и одна ночь». Сам режиссёр называет себя «дитём этих историй» и не скрывает их влияние на своё творчество. Если «Пустынную трилогию» можно считать художественным произведением с чёткой концептуальной рамкой, то фильм «В поисках Мухйиддина» — это скорее гибрид документального и художественного кино.
Фильм начинается с монолога главного героя, который впервые за долгое время возвращается в родные места, чтобы похоронить мать. В процессе монолога становится понятно дальнейшее развитие сюжета: перед смертью мать просит передать «аманат» некоему Шейху Мухйиддину. Главный герой, не зная, кто этот шейх, отправляется на его поиски — начинается его духовное путешествие.
Фильм полностью посвящён одной из важнейших личностей в тассаввуфе — Шейху Мухйиддину Ибн Араби, андалузскому учёному и одному из ведущих шейхов науки по очищению сердца. По пути главный герой встречается с разными людьми, связанными с наследием Великого Шейха (Шейха Аль-Акбара).
Первым проводником становится Дени Гриль — исследователь наследия Ибн Араби, чьи родители приняли ислам благодаря Рене Генону. Сам Дени учился в Университете Медины. Встреча с ним происходит в Тунисе, родине режиссёра и многих известных шейхов Магриба — таких, как Абу Сайд и Абу Мадьян, могилы которых находятся на этой территории. Затем герой отправляется к могиле, чтобы получить следующее задание.
Пустынная трилогия Насера Хемира: Путь любви, памяти и созерцания.

Источник: ВКонтакте
Следующим собеседником становится Джеймс Моррис — религиовед и академик, цитирующий как Ибн Араби, так и Руми. В их диалогах обсуждается смысл термина «вилая» и его связь с принципом универсальности. Джеймс упоминает Мишеля Ходкевича — исследователя творчества Ибн Араби, принявшего ислам и посвятившего жизнь изучению шейха.
После бесед Насер возвращается к Дени Грилю и глубже погружается в понимание учения Ибн Араби. Во время поездки на поезде герой слышит голос, советующий обратиться к Стефану Хертенштейну — профессору и поклоннику шейха, который объясняет понятие «любви» в тассаввуфе.
Локации в фильме постоянно меняются, повторяя маршрут самого Ибн Араби. Герой оказывается в Андалусии, где начинается путь шейха — в частности, в Кордовской мечети, где люди обсуждают красоту арабского языка и мировоззрение Ибн Араби.
“Баба Азиз” – ориентализм или классический суфизм?

Источник: filmingo.de
Особое внимание уделяется Турции и городу Конья, где стараются максимально сохранить наследие шейха. Здесь Насер встречается с Махмудом Кылычем, исследователем тассаввуфа. Важное значение для распространения учения Ибн Араби имеет его ученик Садр ад-Дин Кунави — выдающийся теолог и философ XIII века, который систематизировал и развил идеи шейха, распространив их как на Востоке, так и на Западе исламского мира. Кунави был известен своей гармонизацией суфизма и исламской ортодоксии, что помогло сделать наследие Ибн Араби доступным для широкой аудитории.
Особенно запомнился диалог с итальянским шейхом афганского происхождения Габриелем Менгеле — примером современного духовного учителя, продолжающего традиции тассаввуфа.
Последней локацией становится Сана, столица Йемена, где происходят разговоры о наследии Ибн Араби, а также упоминаются другие выдающиеся шейхи, такие как Абдуль-Азиз Махдави и Абдуллах аль-Хабаши — современные исламские богословы и мистики, которые продолжают изучать и пропагандировать учение Ибн Араби.
После долгих скитаний по местам шейха Насер Хемир находит его могилу, и на фоне звучит касыда, посвящённая «Султану всех познавших» (Sultanul Arifin). Это — последняя остановка и место упокоения великого учёного.
Кинофестиваль в Малатье обещает впечатлить.

Источник: trigon-film.org
Дени Абдулкаримов
Насер Хемир — режиссёр, сценарист, художник и писатель, родом из Туниса, родился в 1948 году. Его творчество связано с арабской культурой, исламской мистикой и стремлением к духовному познанию.
Фильм «В поисках Мухйиддина» — это международный проект, снятый на шести языках и в десяти странах, где герои и зрители проходят по местам, связанным с наследием Ибн Араби. Визуально фильм продолжает традиции магического реализма, свойственные предыдущим картинам Хемира, таким как Les Baliseurs du désert (1984) и Le Collier perdu de la colombe (1991).
