Андалузский агроном и поэт Ибн Луйун ат-Таджиби
Трактаты Ибн Луйуна говорят о внимании, которое уделялось агрономии в Андалусии. Во времена арабов эта наука переживала расцвет в Испании. Этому способствовало несколько факторов, но основным является развитие медицины и, как следствие, активное использование лекарственных растений. В Андалусию привозили представителей флоры из самых разных уголков исламского мира, поэтому необходимо было изучить их и акклиматизировать, пишет сайт qantara-med.org.
Абу Усман Сад Ибн Ахмад ибн Ибрахим ин Ахмад ат-Таджиби родился в Альмерии (город на юго-востоке современной Испании) в 1282 г. Он был не только агрономом, но и философом, математиком, юристом, поэтом и мистиком.
О жизни Ибн Луйуна известно немного. Он был одним из самых образованных людей своего времени и владельцем великолепной библиотеки, самой богатой в Альмерии. Ученый был глубоко религиозным, практиковал безбрачие и аскетизм и жил в отрешении от мирской суеты.
Выставка “Андалусский сад” прибудет в Катар.
Биографы сообщают, что число трудов Ибн Луйуна достигает 100, но большинство из них утеряно. А те, которые сохранились, остаются неопубликованными. Среди его работ выделяется «Китаб аль-Филяха», созданная в 1348 г. При написании этого трактата Ибн Луйун, главным образом, основывался на трудах как восточных, так и западных авторов. В частности, он ссылается на таких арабских ученых, как Ибн Бассал, аль-Тигнари, Ибн Абу Джавад. Упоминает греческих и римских авторов – Демокрита, Аристотеля, Филона, Галена и других. Но также Ибн Луйун приводит множество своих рассуждений и личных наблюдений. «Китаб аль-Филяха» написана в стихах – это сделано для облегчения ее запоминания (выучивание книг наизусть было одним из методов обучения в исламском мире на протяжении многих веков).
Ибн Луйун рассматривает в своем труде формы типичного андалузского сада-огорода и других типов сельскохозяйственных угодий, таких как бустан или альмуния, анализ типов почв и т.д. Он дает определение искусства сельского хозяйства, описывает условия и методы, используемые в Андалусии, и приводит анализ четырех основных элементов: почвы, воды, удобрений и труда.
Достижения “зеленой революции” мусульманских садоводов Андалусии на выставке в Катаре.
В одном замечательном отрывке Ибн Луйун дает советы по планировке и расположению земельного участка и дома на нем:
Что касается того, что необходимо принимать во внимание для нахождения хорошего места для сада, дома или фермы: если вы рассматриваете дом, окруженный садами, он должен располагаться на возвышенности, что облегчит его охрану. Дом должен быть обращен главным фасадом к полуденному солнцу и располагаться на краю земельного участка. Колодец и пруд должны быть размещены на самом возвышенном месте, а еще лучше, если будет выкопан колодец с узкой канавой, протекающей через затененные участки. Дом должен иметь две двери, чтобы лучше защитить и облегчить повседневную жизнь жильцов. Рядом с прудом следует сажать деревья, которые остаются зелеными и радуют глаз, а чуть дальше оставить участки для цветов и вечнозеленых растений. Имение следует окружить виноградниками, а вдоль дорожек разместить беседки».
Умер Ибн Луйун в 1349 г. в Альмерии, заразившись чумой.
Исламосфера