Анри Матисс – мастер цвета, вдохновлённый исламским искусством

Искусствоведы отмечают, что именно исламское искусство было основным источником вдохновения для французского художника Анри Матисса, лидера течения фовистов и яркого представителя проявления ориентализма в европейском искусстве. Длительное увлечение Матисса Востоком серьёзно повлияло на творчество художника, которого считают одним из отцов современного искусства. В частности, любовь к арабеске – элементу дизайна раннего исламского искусства, основанного на переплетающихся, плавных линиях, – заставила художника серьёзно задуматься о перспективе и пространстве в своей живописи.


Арабеска в исламском искусстве означает хрупкость земной жизни, которая может завершиться в любой момент. «Положительные» формы арабески создают «отрицательные» формы промежутков между ними. Эти свободные пространства и символизируют полную зависимость человека от воли Создателя и постоянную, но в то же время невидимую реальность божественного повеления. Подобная интерпретация арабески впечатлила Матисса и отразилась в его творчестве. О своей вере в высшую силу он сказал: «Когда я работаю, я чувствую, что мне кто-то очень помогает… Это как если бы я наблюдал за фокусником, уловки которого я не вижу».

В 1910 году в Мюнхене он посетил выставку исламского искусства. Принято считать, что именно после этого события в биографии художника, он всерьёз увлёкся Востоком. Затем он объехал всю Испанию в поисках «мавританского следа» в культуре этой страны.

8 самых дорогих картин художников-мусульман.

Картинки по запросу анри матисс

Анри Матисс

Кроме того, на художника произвели глубокое впечатление выставленные в Париже африканские скульптуры. А через некоторое время и сам Анри Матисс отправляется в Северную Африку: в 1906 году он впервые едет в Марокко, по его собственному признанию, чтобы «увидеть своими глазами пустыню». В 1912 году последовали ещё две поездки в эту страну.

В Марокко Матисс открыл для себя безбрежное богатство цветов мусульманского искусства на текстильных базарах и на улочках городов, которые он посетил. И, как известно, Анри Матисс как художник знаменит именно своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

Исламская миниатюра на уроках иранского художника в Бангкоке.

“Вид из окна. Танжер”

Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс был очарован природой и красками Северной Африки.

Именно здесь он написал знаковый для своей творческой биографии «Марокканский триптих». Кстати, этот триптих был заказан Анри Матиссу россиянином Иваном Морозовым. И, сравнивая прежние натюрморты, букеты и мастерские Матисса с тем, что вышло у него на этот раз, кажется, будто создал эти произведения совсем другой художник.

Триптих представляет собой с одной стороны, три времени суток, с другой – философское восприятие Востока художником.

Путешествие художника Тимо Насери в поисках четырех загадочных букв каллиграфа Ибн Муклы.

“Зора на террасе”

На первой картине («Вид из окна. Танжер») – утро. Матисс открывает окно в город, и зрителю открывается собор святого Петра, крепость, два осла, на одном из которых верхом сидит всадник. Тень придаёт городу свежесть и прохладу. Через раскрытое окно Матисс показывает городской пейзаж, который, в свою очередь, вводится через натюрморт.

На второй картине («Зора на террасе») – день. Жизнь марокканского города переносится внутрь террас, и всё окружение выглядит как мираж. Девушка, изображенная в центре холста – дочь Зоры, работницы отеля «Вилла де Франс», которая часто позировала Матиссу. Позже её пытались отыскать, но безуспешно.

На третьем полотне («Вход в касбу») – вечер. В городе нестерпимая жара, всё в ожидании ночной прохлады. Сидящий перед входом араб растворяется, исчезает, как образ или видение. Контуры его фигуры становятся едва различимыми. Здесь Матисс вновь проявляет себя как непревзойдённый мастер цвета.

Бумажные композиции австралийского художника поведают о Пророке (САВ).

Картинки по запросу анри матисс вход в казба

“Вход в касбу”

В конце жизни знаменитый француз размышлял о том, что в его становлении происходило постепенное осознание того, что он должен «забыть технику мастеров или, точнее, понять ее совершенно по-своему, а затем, наконец, пришли знания и влияние ориентального искусства».

В свою очередь современные французские искусствоведы отмечают, что картины Матисса имеют особую важность в связи с тем, что «позволяют зрителю буквально дышать воздухом Востока и ценить исламское искусство, которое Матисс привез в Париж».

Трехмерный Дамаск в работах сирийского художника.

Гранд-отель, в котором останавливался Матисс в Танжере.

Сидящий риф, 1912/1913. Анри Матисс

“Сидящий Риф”

Анри Матисс. Арабская кофейня

“Арабская кофейня”

Исламосфера

Комментарии