Ао дай: самая узнаваемая одежда Вьетнама имеет мусульманские корни

Ао дай, костюм, являющийся символом Вьетнама, имеет корни в традициях древнего мусульманского королевства, пишет Ронан О’Коннелл.


За последние 300 лет этот шелковый костюм-двойка стал символом Вьетнама. Состоящий из свободных брюк с тонкой туникой с длинными рукавами и воротником-стойкой, он является самим воплощением скромности и элегантности. Ао дай, который шьют из легких дышащих материалов, очень подходит для жаркого и влажного климата Вьетнама. В сочетании со знаменитой вьетнамской конической шляпой нон ла, ао дай создает один из самых узнаваемых ансамблей в мире.

Чамы – необычные мусульмане Вьетнама.

Этот наряд украшает большинство рекламных материалов о вьетнамском туризме, от путеводителей до плакатов, от праздничных брошюр до открыток. Хотя его история насчитывает около 300 лет, он остается популярным и сегодня. Более простые версии этого ансамбля носят в школе, университете и на работе, а богато украшенные – в особых случаях, таких как свадьбы, фестивали и религиозные церемонии.

Состоящий из свободных брюк с тонкой туникой с длинными рукавами и воротником-стойкой, ао дай является самим воплощением скромности и элегантности / Источник: Ронан О’Коннелл

Учитывая, насколько важен ао дай для вьетнамской культуры, неудивительно, что в 2014 году в Хошимине был открыт музей, посвященный этому костюму, где я и познакомился с удивительной историей его появления.

Чамы Камбоджи и их разный ислам.

Как мне поведал экскурсовод в музее, создание ао дай приписывается князю Нгуену Фуку Хоату, который правил в южном Вьетнаме – в 1740-х годах он повелел своим слугам носить одинаковую одежду, состоящую из туники и брюк. Так родился ао дай.

Музей ао дай был открыт в Хошимине в 2014 г. / Источник: Ронан О’Коннелл

По мнению историков, князь Нгуен не просто стремился придать своим слугам аккуратный вид, но также отдавал дань уважения мусульманскому народу чам, в прошлом владевшим землей, которой он правил. Источником вдохновения для него стали красочные шифоновые платья, которые носили женщины королевства Чампа, когда-то контролировавшего большую часть южного Вьетнама. Достигнув своего расцвета в X-XI вв., в последующие века это королевство подвергалось нашествию вьетов с севера. Около 1470 г. пал главный город Чампы, Киджайя, а в конце XVII в. – последнее княжество Чампы, Пандуранга, стало вассалом вьетнамских императоров. В 1830-х годах территории чамов были окончательно поглощены вьетнамским королевством. В настоящее время этот народ образует самую большую мусульманскую общину во Вьетнаме и соседней Камбодже. Одев своих слуг в костюмы, вдохновленные традициями чамов, князь Нгуен, вероятно, пытался добиться расположения одной из крупнейших общин своего княжества.

Мусульмане Сайгона.

Самые ранние версии наряда значительно отличались от современных и больше напоминали мусульманские одежды. Первые ао дай были более мешковатыми и простыми в оформлении, и представляли собой широкие платья с длинными рукавами, под которыми почти полностью были скрыты брюки.

Более изысканный вид ао дай был придан в 1930-х годах группой вьетнамских дизайнеров, прошедших обучение во Франции / Источник: Ронан О’Коннелл

Более изысканный вид ао дай был придан в 1930-х годах группой вьетнамских дизайнеров, прошедших обучение во Франции. Популярности новой версии способствовала последняя императрица Вьетнама Нам Фыонг, неоднократно появлявшаяся в ней на публичных мероприятиях.

Мусульманский квартал в Камбодже развивает халяльный туризм.

Хотя на первый взгляд это неочевидно, возможно, этот всемирно известный наряд никогда не появился бы, если бы не влияние древнего мусульманского королевства.

В музее ао дай представлено более 150 разновидностей наряда / Источник: Ронан О’Коннелл

Исламосфера

Комментарии