Арабо-нормандско-византийская архитектура Сицилии

В течение короткого столетнего периода (1105 – 1194), когда Сицилия находилась под властью нормандских королей из дома Отвилей, здесь возникла удивительная гибридная арабо-нормандская или арабо-нормандско-византийская культура, памятники которой и сейчас вызывают восхищение.


Сицилия имеет сложную историю – остров на протяжении веков переходил от одного государства к другому. В VIIXI веках он был провинцией Византийской империи, к концу 800-х годов перешел к тунисским эмирам из династии Аглабидов, которых сместили норманны, завоевавшие Сицилию в начале 1100-х годов.

Рожер I и его сын Рожер II, восхищенные великолепием и изысканностью арабского и византийского искусства и архитектуры острова, не спешили уничтожать мусульманское наследие. Номинально провозгласив христианство государственной религией на острове, нормандские короли следовали политике религиозной терпимости. Это позволяло им править многонациональным многоконфессиональным населением, состоящим из арабов-мусульман, евреев, византийских греков, а также скандинавов-норманнов, ставших предками многих современных итальянцев и французов.

Смешение этих различных культур, в частности арабской, византийской и христианской нормандской, привело к развитию уникального архитектурного стиля, известного как арабо-нормандский. Столица Сицилии Палермо в середине 1100-х годов стала одним из величайших городов мира, привлекая торговцев, интеллигенцию, художников и ремесленников со всего арабского и византийского миров.

Мост между исламским миром и Европой: Сицилия и король Рожер II.

Источник: UNESCO

Рожер II, основатель и первый король Сицилийского королевства из династии Отвилей, прекрасно говорил на арабском и греческом языках. Он пригласил в Палермо многих философов, математиков, географов, врачей из исламского мира. Самым известным из них является аль-Идриси, который также был другом короля.

Окунуться в этот космополитичный мир норманнского Палермо можно и сегодня, посетив этот город, где и сегодня сохраняются удивительные архитектурные памятники той эпохи. Девять из них объединены в группу и включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «Арабо-нормандский Палермо и кафедральные церкви Чефалу и Монреале». Это два дворца, три церкви, кафедральный собор и мост в Палермо, а также соборы Чефалу и Монреале.

Эти памятники, с одной стороны, включают элементы арабской архитектуры, такие как повторяющиеся геометрические мотивы, мавританские арки и потолочные своды мукарнас. В то же время в них явно прослеживается влияние византийской культуры – во внешних куполах и планах церквей, а также в мерцающей золотой мозаике, выполненной мастерами из Константинополя.

Сицилийцы имеют генетическое родство с исламским миром.

Источник: UNESCO

Наиболее выдающимися примерами этой архитектуры являются Палатинская капелла в Королевском дворце, Кафедральный собор Монреале и крошечная церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо (или Ла-Марторана). Стены и потолки всех трех храмов покрыты миллионами мерцающих мозаик. А Кафедральный собор Монреале может похвастаться крупнейшим в мире сохранившимся циклом византийских мозаик.

Попадая в эти места, испытываешь благоговейный трепет перед потрясающими изображениями в этой технике, которые покрывают стены. Они ошеломляют не только своей сложностью, но и возрастом – им почти 1000 лет. Находясь здесь, словно бы переносишься в мечту о городе, каким был Палермо в 1150 году, когда здесь правил Рожер II из дома Отвилей.

Знаете ли вы, что мусульмане правили частью Италии более 200 лет?

Источник: UNESCO

Источник: UNESCO

Источник: UNESCO

Источник: UNESCO

Источник: UNESCO

Источник: UNESCO

Источник: UNESCO

Источник: UNESCO

Источник: UNESCO

Источник: UNESCO

Источник: UNESCO

Исламосфера

Комментарии