Ариеб Азхар: «Вся пакистанская народная музыка связана с суфизмом»

Известного пакистанского певца Ариеба Азхара вдохновляет не только музыка Южной Азии, но и ирландский блюз, суфийский зикр и хорватская цыганская музыка.


Ариеб Азхар родился в городе Равалпинди в 1972 году в творческой семье – его отца режиссера и продюсера Аслама Азхара называют отцом пакистанского телевидения, а мать Насрин Азхар является известной актрисой. В семье царила творческая атмосфера. «Мои родители взяли за правило всегда включать восточную и западную классическую, народную и джазовую музыку на нашем домашнем проигрывателе, поэтому я воспитывался с пониманием хорошей музыки и развитым эстетическим чувством», – говорит певец. Петь он начал еще в юности, и даже исполнял революционные песни на политических мероприятиях и собраниях.

В возрасте 17 лет Ариеб отправился в Советский Союз с целью получения высшего образования, но вскоре уехал оттуда, так как, по его словам, «разочаровался в коррумпированной системе, с которой столкнулся». После молодой человек поехал в Хорватию, которая в то время была в составе Югославии, чтобы изучать кинематограф. Во время его обучения в стране вспыхнула война. В школьные годы Ариеб считал себя атеистом, и считал религию причиной всего негативного, что происходит в Пакистане. Но во время войны в Югославии он снова начал интересоваться верой.

Умолкнет ли звук саранги в Пакистане?

Певец прожил в Хорватии 13 лет, и там же начал профессионально заниматься музыкой. Он рассказывает: «В Загребе я научился играть балканскую и цыганскую музыку, а затем вместе со своими товарищами создал ирландскую музыкальную группу под названием The Shamrock Rovers. Мы выступали в Хорватии, Боснии, Словении, Австрии и Германии».

В 2003 году Ариеб Азхар вернулся в Пакистан. Именно в это время он начал глубже изучать музыкальное наследие своей родины, в частности суфийскую музыку и поэзию. Он рассказывает: «Хотя я был знаком с пакистанской народной музыкой, только после своего возвращения я начал глубоко погружаться в наши народные и суфийские традиции». В результате возник удивительный музыкальный микс, который стал визитной карточкой певца. В своем творчестве он отдает дань уважения ирландским исполнителям баллад, хорватским цыганам, пенджабским торговцам и древним санскритским текстам. Вместо того, чтобы сохранять «чистые» жанры, Азхар пытается выразить человеческую душу, используя при этом весь музыкальный опыт, которые впитал во время своих путешествий.

Молодой пакистанский певец совершает культурную революцию в бывшем оплоте талибов.

Его первый альбом «Wajj» выпущенный в 2006 году, состоял из восьми треков, в которых музыкант озвучил классические тексты суфийских поэтов, таких как Хаваджа Гулам Фарид, Буллех Шах, Миан Мухаммад Бахш, и даже современные тексты Сармада Сехбая. Имели успех и его выступления на телевизионной программе Coke Studio Pakistan, где он исполнял оригинальные песни, а также адаптированные фрагменты из каввали Нусрата Фатеха Али Хана. После успеха на Coke Ариеб Азхар гастролировал со своим другом Санамом по США, работал с выдающимся английским фолк-певцом Мартином Симпсоном. Его музыка завоевала мировое признание, и он обрел много поклонников по всему миру.

Певец говорит: «Я пытаюсь создавать музыку, которая обращается к простым людям Пакистана, а также связывает нас с более широкой мировой аудиторией. В этом отношении я нахожу вдохновение в нашей суфийской поэтической традиции, которая очень актуальна не только для современного пакистанского общества, но и для людей всего мира, потому что говорит о человечестве вне зависимости от религии, расы, вероисповедания или цвета кожи».

Также он заявляет: «Суфизм неразрывно связан с музыкой. Каждый настоящий музыкант и каждый настоящий суфий могут понять друг друга, потому что они оба пытаются соединиться с вдохновением жизни. Остальное зависит от словарного запаса и контекста, от того, насколько они могут понять методы друг друга. Вся пакистанская народная музыка так или иначе связана с суфизмом, и ряд суфийских поэтов и святых субконтинента сами были музыкальными мастерами и новаторами. Даже если они не называют это так, творчество музыкальных мастеров из других частей света затрагивает ту же универсально гуманистическую философию жизни».

Неха Гупта – первая виртуальная певица Пакистана.

Исламосфера

Комментарии