Аристотелизм в исламском мире

[TheChamp-Sharing]

Благодаря переводческому движению, начавшемуся в VIII веке, на арабский язык были переведены труды почти восьмидесяти учёных и философов античного периода. Из-за влияния, оказанного на исламский мир, среди них особо выделяется Аристотель.


Школа исламской философии, которая следовала Аристотелю в терминологии, методологии и проблематике, называлась машшаи, а ее представители – машшаиййун. Имя самого греческого философа в мусульманском мире произносили как Аристуталис, Аристаталис, Аристалис, а сокращенно – Аристу. Ввиду его широкой известности, в книгах его часто называли просто «аль-Хаким» (Мудрец) или «аль-Файласуф» (Философ). Кроме того, Аристотеля также называли «сахиб аль-мантык» (обладатель логики), поскольку он считался основателем логики, и «аль-муаллим аль-аввал» (первый учитель), поскольку он почитался как ученый, систематизировавший науки.

Аристотель и исламская философия.

Как и почти о любой знаменитой личности, в античный период об Аристотеле слагались легенды, которые затем через переводы распространились и в исламском мире. Известно также, что некоторые такие легенды были созданы специально, чтобы популяризировать философию среди мусульман. Например, как сообщает Ибн ан-Надим, халиф аль-Мамун увидел Аристотеля во сне и задал ему вопросы об эстетике. Утверждается, что этот сон был важнейшим фактором, положившим начало переводческим и философским движениям в исламском мире.

Аристотель (справа) со своим учителем Платоном (слева) на фреске Рафаэля Санти “Афинская школа” / Источник: Wikipedia

Вместе с этим следует заметить, что мусульмане еще с VIII века обладали точными и подробными знаниями о жизни, трудах и философской системе Аристотеля. Аль-Кинди, способствовавший переходу от калама (догматического богословия) к философии и известный как первый исламский философ, написал труд под названием «Каммийяту кутуби Аристуталис ва ма йухтаджу иляйхи фи тахсиль аль-фальсафа», чтобы исследовать количество, тематику и содержание трудов Аристотеля. Аль-Фараби, второй мусульманский философ школы машшаи, неоднократно исследовал труды великого грека во многих своих работах, в частности, в труде «Фальсафату Аритуталис», где представил обширную критику каждого из них. Это показывает, что утверждения некоторых западных учёных о том, что мусульмане не смогли правильно понять философию Аристотеля, ложны и необоснованны.

Как исламская философия пережила Золотой век, чтобы оставаться актуальной сегодня.

Следует отметить, что машшаиййун не следовали учению Аристотеля во всем и полностью. Идеи этого философа по таким вопросам, как сотворение мира, душа как бессмертная божественная сущность, загробная жизнь и т.п., не согласуются с исламским учением о бытии, человеке и морали. Вместе с этим он почитался как основатель многих наук, таких как логика, философия, космология, метеорология, зоология и психология. Поэтому, пожалуй, за исключением Ибн Рушда, считающегося чистым представителем машшаиййун, системы исламских философов в вопросах метафизики содержат только в той или иной степени элементы учения Аристотеля. Например, представление Аристотеля о пассивном Боге, который не контактирует с бытием ни посредством своего знания, ни посредством своей воли, отличается от понимания Аллаха мусульманскими философами, которые, следуя учению ислама, представляли Его единственным и уникальными в Своей Самости и совершенным в Своих атрибутах и действиях. Но в области естественных наук и логики машшаиййун во многом следовали Аристотелю.

Страница из арабского перевода книги Аристотеля “О душе” / Источник: İslam Ansiklopedisi

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии