Архитектура медресе: общее и различное в регионах исламского мира

На протяжении веков медресе строились по классической схеме, представляющей собой внутренний двор, окруженный со всех сторон айванами.


Существует не так много информации о создании и работе первых зданий медресе. Самые старые из сохранившихся до наших дней зданий медресе принадлежат к эпохам Газневидов, Караханидов и Сельджуков. Медресе Тамгач-хана (1066) в Самарканде эпохи Караханидов, а также сельджукские медресе в таких городах, как Нишапур, Исфахан, Мерв, Багдад, Харгирд и Рей, показывают, что в их архитектуре применялась типичная для исламского мира схема, в которой внутренний двор прямоугольной формы со всех сторон был окружен айванами. По их сторонам и углам располагались худжры (комнаты) для учителей и студентов. В одном из айванов располагался вход, а другие использовались как учебные классы. Айван, находившийся со стороны киблы, образовывал мечеть. В нем располагался михраб. Можно утверждать, что в этих комплексах имелись и туалеты с банями, и такие элементы, как ниши в стенах худжр и классных комнат, а также очаги.

Медресе Низамия и их вклад в исламскую цивилизацию.

Вероятно, что эта схема, демонстрирующая параллель с образцами гражданской архитектуры Хорасана, развилась из архитектуры жилища учителя, где в первые века ислама обычно и получали религиозные знания. Она очень функциональна, поскольку может применяться для зданий любого назначения, поэтому была оценена в разных регионах, таких как Средняя Азия, Анатолия, Сирия, Египет и Северная Африка. Именно эта схема  с добавлением разнообразных элементов стала характерной для медресе. Внутренний двор в ней мог быть двух видов – открытый и закрытый.

File:Ben Youseff Madressa.jpg - Wikimedia Commons

Медресе Бен Юсефа в Марракеше (Марокко) / Источник: Wikimedia Commons

Медресе Гюмюштегина (1136) в Бурсе, Нурия (1172) в Дамаске, Шадбахтия (1193) в Алеппо, а также медресе Нурия Дар аль-Хадис, специализировавшееся на преподавании хадисов, и Нурия Бимаристан (1154), которая была открыта в период Зенгидов и действовали как больница, построены по этой схеме. Эти сооружения скромных размеров стали образцами для архитектуры медресе Малой Азии и Египта в последующие периоды. На архитектуру медресе Северной Африки, которая развивалась со времен Альмохадов, оказали влияние местные стили, характерные для данного региона.

В Турции отреставрируют 800-летнее медресе-обсерваторию.

Наряду с медресе, принадлежащими отдельным мазхабам (школа исламского права), в исламском мире существовали и обучавшие всем четырем мазхабам. Например, это Мустансирия (1234), построенная аббасидским халифом Мустансир би-Ллахом, Захирия (1264) в Каире, возведенная в эпоху мамлюков. В таких учебных заведениях каждому мазхабу выделялся один их четырех айванов, окружающих внутренний двор. Наиболее зрелую форму этот подход нашел в медресе Султана Хасана (1363) в Каире. Медресе каждого мазхаба, расположенные в углах айванов, были организованы вокруг общего внутреннего двора. Самое большое из них, находившееся справа от большого айвана с киблой, принадлежало ханафитам. Вторым по величине было медресе шафиитов, расположенное слева. Меньшие медресе, разместившиеся в других углах двора, принадлежали маликитам и ханбалитам.

Sultan Hassan Mosque and Madrasa, Cairo, Al Qahirah, Egypt… | Flickr

Мечеть и медресе Султана Хасана / Источник: flickr.com

Другой вариант развития архитектуры медресе наблюдается в Анатолии. Здесь встречаются сооружения с разным количеством айванов, к которым добавлялись такие элементы, как мечеть, гробница, фонтан, минарет.

Еще одна тенденция в архитектуре анатолийских и египетских медресе – это превращение их в социальные комплексы (куллие), где присутствовали гробницы, фонтаны, источники воды. Первыми водными объектами в архитектуре медресе были хаузы (бассейны), располагавшиеся в центре внутреннего двора. Они появились в эпоху Зенгидов. В дальнейшем при этих учебных заведениях стали создавать источники воды, сабили (фонтаны с питьевой водой), шадырваны (фонтаны для омовения).

Были ли каникулы в медресе?

Кроме того, строились комплексы, состоящие из медресе и мечети, имевших общий двор. Наиболее интересным экспериментом такого рода является комплекс Худавендигар в Бурсе (XIV в.). На верхнем этаже мечети, построенной как завия (суфийская обитель), располагается медресе. В этом примере, который уникален для Анатолии, традиционные схемы, доминировшие в архитектуре мечети и медресе того периода, были как бы наложены друг на друга.

Медресе Ракима Эфенди / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Схема внутреннего двора, окруженного айванами, активно использовалась и в архитектуре дар-уш-шифа (больниц), так как одновременно при них функционировали и дар ат-тыбб (медицинские школы). Такой план имеет древнейшая их сохранившихся больниц – бимаристан ан-Нури в Дамаске. В дальнейшем он эволюционировал в схему, которую мы видим в бимаристане Калауна (1284-1285) в Каире. Больница и медицинская школа в нем имеют общий внутренний двор. В других случаях в комплексе бимарстина эти заведения занимают отдельные здания, соединенные друг с другом. Например, такое мы видим в дар-уш-шифа Кейкавуса в Сивасе (Турция).

Путешествие в поисках медресе.

В XIX в. в результате усиления европейского влияния и возрастания интереса к естественным наукам стали создаваться учебные заведения нового образца, соответствующие концепции западного образования. Их архитектура также следовала западным моделям. Одновременно с этим уменьшался интерес к религиозному образованию, поэтому новые медресе постепенно перестали строить. Одними из последних сооружений такого рода, в которых применяется классическая схема, является медресе Ракима Эфенди (1820-е гг.) в районе Карагюмрюк в Стамбуле. В дальнейшем под влиянием модернизации образования медресе стали строить по современным стандартам, хотя часто они сохраняли следы национальной архитектуры. Примером может служить построенное в 1913 г. медресе Эль-Кудат в Стамбуле.

Медресе Эль-Кудат / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера


Источник

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии