«Атлас исламской мысли – это вызов культурному колониализму»
16 ноября в Турции пройдет презентация 4-томного «Атласа исламской мысли», который предложит читателям новый взгляд на историю исламской мысли, позволит наглядно познакомиться со сложным комплексом исторических и культурных условий формирования исламских идей на протяжении истории с помощью богатого, доступного и понятного картографического материала. Книга должна стать новым словом в изучении исламской мысли не только в Турции, но и за рубежом. Ссылка на официальный сайт проекта – в статье.
Доктор Халил Учер заявил, что, издав «Атлас исламской мысли», они ставят целью представить историю исламской мысли в новой перспективе, и сказал: «Одна из тех вещей, на которые мы рассчитываем в плане успеха этой работы – это то, что ее можно расценивать как вызов культурному колониализму, которому мы подвергаемся уже больше ста лет».
Ассоциация научных исследований завершила в сотрудничестве с мэрией города Конья проект по изданию «Атласа исламской мысли».
Проект, в реализации которого принимали участие академики, исследователи, дизайнеры, программисты и картографы, состоит из веб-сайта, предоставляющего открытый доступ к интерактивным программам, и 3-томной книги под названием «Атлас исламской мысли».
Этот проект ставит целью сделать легким изучение всего накопившегося научного багажа в области истории исламской мысли и предложить новый взгляд на историческое наследие исламской мысли.
Координатор проекта, доцент Стамбульского университета цивилизации, доктор Халил Учер рассказал в своем интервью турецкому агентству Anadolu об этом атласе, который предлагает новое прочтение истории исламской мысли, с самого начала и до наших дней непрерывно сохранявшей свой динамизм и универсальность, что с помощью этого проекта они намереваются создать новую перспективу в понимании истории исламской мысли.
Проект был реализован за 4 года
Доктор Учер упомянул, что исламская мысль оказалась маргинализирована и вынесена за рамки общего научного и философского исторического наследия, а потому оценивалась учеными, выступавшими носителями этой традиции, лишь в той мере, в какой она оказала воздействие на Запад.
Халил Учер обратил внимание на то, что теоретическое наследие, произведенное и накопленное исламским миром, имело центральное положение в науке и философии на протяжении почти тысячи лет, а затем сказал: «Взяв в руки историю философии, написанную турецкими авторами на турецком языке, вы увидите, что истории исламской философии, насчитывающей около 7-8 столетий, уделяется всего лишь несколько страниц. Однако народы, напоминающие о том, что они создали свою собственную интеллектуальную традицию в истории цивилизаций, могут снова попытаться начать мыслить».
Учер подчеркнул, что с помощью этого проекта, реализованного за 4 года, они хотели уделить исламской мысли надлежащее ей место в общем контексте истории человеческой мысли, и сказал: «Одна из тех вещей, на которые мы рассчитываем в плане успеха этой работы – это то, что ее можно расценивать как вызов культурному колониализму, которому мы подвергаемся уже больше ста лет».
Турецкий ученый также заявил, что проект можно расценивать как первый шаг, и работа над атласом будет продолжаться.
Новая периодизация
Ибрахим Учер упомянул о том, что читателям атласа будет предложена новая периодизация истории исламской мысли, которая представляет собой основную заслугу авторов книги.
Учер рассказал о том, что история исламской мысли была поделена ими на четыре основные эпохи:
«Первый период – это классический период 7-11 веков, 12-16 векам соответствует период обновления, 17-18 векам – период подведения итогов, а 19-20 века – периоду поисков. Благодаря этой периодизации мы надеемся бросить вызов исторической несправедливости, которая сопровождала дискурс исламской истории и господствовала в нем на протяжении долгого времени. На сегодняшний день для истории исламской мысли 13, 14, 15 и даже 16 столетия – это темные века».
Учер подчеркнул, что проект не претендует на полный охват истории исламской мысли. «Эту периодизацию можно расценивать как попытку воздать должное указанным столетиям и справедливо взглянуть на нашу память через призму наших собственных взглядов. Если мы имеем дело с будущим, если у нас есть, что сказать о будущем, если мы утверждаем, что надеемся сыграть конструктивную роль в будущем, мы вынуждены посмотреть на наше прошлое с этой точки зрения, оживить те области, от которых мы оторвались или загнали их глубоко внутрь, чтобы соприкоснуться с этой памятью».
Учер заявил, что они подготовили интерактивную хронологическую карту, на которой можно видеть, в каких исторических, институциональных и географических условиях формировались исламские ученые.
Необходимо собрать исламскую цивилизацию воедино
Ибрахим Халил Учер сообщил, что они выстроили на фундаменте этой периодизации целое здание, четырьмя основными компонентами которого являются «Хронологическая карта», «Библиографическая карта», «Карта деятелей», «Культурная и историческая память».
Он уподобил исламскую цивилизацию шару, который разделился на части и рассеялся на все четыре стороны. «Поэтому изучение исламской мысли должно вновь обратиться к тем институтам, которые являются ее носителями, памяти и городам, которые ей располагают, доносящим ее текстам, прокладывающим ее путь маршрутам, чтобы собрать эти части воедино. Хронологическая карта даст нам возможность обрести целостный взгляд на историю исламской мысли».
Данный проект рассчитан на исследователей и студентов, которые могут обратиться к сайту проекта, на котором все материалы атласа выложены в открытом доступе, доступны для бесплатного скачивания, использования и распространения.
Dünya Bülteni