Аттары – первые аптекари мусульманского мира

Аттарами в исламском мире называли продавцов благовоний. Но кроме этого, они продавали всевозможные лекарственные растения и лекарства, которые изготавливали из них. Фактически, они были первыми аптекарями и фармацевтами исламского мира.


Эта профессия известна еще со времен Пророка (мир ему). В сборнике достоверных хадисов «Сахих» имама Бухари есть отдельная глава о продаже благовоний под названием «Баб фи–ль-аттар ва бай’ аль-миск». Лавочки аттаров являются первыми образцами аптек в исламском мире. Поскольку некоторые недобросовестные торговцы продавали некачественные и просроченные средства, со времен аббасидского халифа Мутасим-Биллаха аттары стали проходить экзамены, а для осуществления своей деятельности должны были получать соответствующие документы и находились под надзором контролирующих органов. Во многих городах были базары, где работали только аттары. Самыми известными из них были Сук аль-Аттарин в Фустате в Египте, Сук аль-Итр в Дамаске и Мысыр чаршысы (Египетский рынок) в Стамбуле.

Истоки фармацевтики в исламской цивилизации.

Наряду с базовыми навыками фармацевта аттары должны были знать методы хранения разных веществ и материалов, а также уметь распознавать скоропортящиеся продукты. Кроме продажи лекарственного сырья, они занимались приготовлением лекарств по рецептам, указанным в рецептах врача. Разница с современными аптеками заключалась разве что в том, что рецепты не были фиксированными.

Источник: shows.acast.com

Аттары изучали труды по медицине и акрабазины (фармакологические энциклопедии), где описывались разные растения, используемые при приготовлении лекарств, их свойства и способы применения. Создавались также специальные справочники для аттаров. Например, широкой популярностью пользовался «Минхадж ад-дуккан ва дустур аль-айан фи амаль ва таракиб аль-адвийати ан-нафиа ли аль-абдан» Давуда Абу ан-Насра (ум. 1260).

Какие таблетки использовали в исламском мире в Средние века?

Аттарами также называли владельцев аптек. Они не готовили лекарства, а только торговали лекарственными материалами или готовыми лекарствами. После того, как в исламском мире стали появляться аптеки, аттары начали продавать самые разные товары – от табака и кофе до красок.

Источник: Art Science Design

С развитием аптек деятельность аттаров стала ограничиваться. В Османской империи закон 1861 года предусматривал, что никто, кроме аптекарей, имеющих разрешение на работу, не может продавать сильнодействующие лекарства в готовом виде или в виде компонентов или выдавать рецепты, которые должны составлять врачи, хирурги или ветеринары. Инструкция 1883 года о торговцах фармацевтическими препаратами и Египетском базаре запрещала аттарам открывать аптеки, а количество товаров, которые они могли продавать, было ограничено. В законе 1885 года аттары определялись как «торговцы, занимающиеся оптовой торговлей лекарствами и химикатами промышленного производства». Таким образом, в Османской империи, как и на всем Востоке, аттары перестали заниматься такими видами деятельности, как сбор трав, сушка и изготовление лекарственных препаратов, со временем перестали быть аптекарями и фармацевтами и превратились, в первую очередь, в торговцев.

Эстетика исламской медицины в малайзийском музее.

Существует множество исламских ученых и литераторов, известных под прозвищем Аттар. Как правило, это было обусловлено тем, что или они сами в какой-то период жизни занимались торговлей благовониями и лекарственным сырьем, или же это было ремеслом их предков. Самым известным из них является персидский суфийский поэт XII века Фарид ад-Дин Аттар.

Исламосфера

Комментарии