Авангардная мечеть в богемном районе Тегерана вызвала споры
Недавно построенная в самом центре столицы Ирана авангардная мечеть стала камнем преткновения в спорах между творческим сообществом страны и сторонниками традиционных форм в архитектуре мечетей.
Архитекторы, подготовившие проект мечети Вали-э-Аср, обошлись без традиционных округлых куполов и возвышающихся минаретов, отдав предпочтение современному дизайну в виде струящимся волнам серого камня и бетона, который, как они говорят, дополняет окружающую архитектуру и напоминает об аскезе времен раннего Ислама, сообщает Associated Press.
Тем не менее, новая постройка разгневала сторонников жесткой линии в руководстве, которые сочли ее частью ползучей секуляризации общества, которую в Иране называют «культурной интервенцией Запада».
В редакторской колонке новостного сайта Mashregh очертания мечети сравнили с изгибами еврейской ермолки, обвинив в “предательстве” власти, утвердившие проект и давшие разрешение на ее строительство. “Полностью нейтральный” дизайн выдает “атеистический подход”, – сказал редактор сайта.
Мечеть стала еще одним камнем преткновения в культурной войне между сторонниками жесткого курса и энергичным художественным сообществом Ирана, которое надеялось на большую открытость с тех пор, как в 2013 году был избран относительно умеренный президент Хасан Роухани.
Здание, занимающее площадь в 25 000 квадратных метров, плавно вздымается над пересечением ведущих магистралей города в популярном торговом районе около Тегеранского университета, в котором проходят многие культурные и художественные мероприятия. Она также примыкает к Городскому театру Тегерана, знаковому зданию, построенному еще до Исламской революции 1979 года. Мечеть включает собственную библиотеку, читальные залы, классы и амфитеатр.
Реза Данешмир, один из архитекторов, сказал, что боролся в течение нескольких месяцев, прежде чем, наконец, смог убедить власти, что в таком месте традиционная мечеть будет выглядеть неуместно. Он даже аргументировал свою позицию, выступая на заседании соответствующего парламентского комитета.
Городские власти “возразили и заявили, что это не похоже на мечеть, не напоминает обычную форму мечети, и это невозможно построить”, – сказал он. “Я объяснил, кто является настоящей аудиторией этой мечети”, – сказал он, ссылаясь на молодых, богемных иранцев, которые часто посещают ее окрестности. “Мне, наконец, удалось убедить их”.
“Мы хотели, чтобы это был авангардный проект, а не консервативный и отсталый”, – добавил он.
Он и его коллега-дизайнер Екатерина Спиридонова отметили, что мечети бывают разных форм и размеров, что и первая мечеть в мире, существовавшая во времена пророка Мухаммада (САВ), представляла собой простое здание без куполов и минаретов.
Купольное сооружение, использовавшееся в языческой и христианской архитектуре на протяжении веков до прихода ислама, было принято лишь позднее, как и минареты. В прошлом, муэдзин поднимался по винтовой лестнице на самый верх минарета пять раз в день созывая верующих на молитву, но эта практика практически исчезла во всем мусульманском мире, ведь большинство мечетей теперь оснащены динамиками.
Эти аргументы не убеждают консерваторов, которые считают, что авторы проекта принесли традиционный облик мечети в жертву “городскому театру”.
Тем не менее, строительство этого здания заняло 10 лет и обошлось в 16 миллионов долларов. Ожидается, что мечеть будет открыта для общественности в ближайшие месяцы.
18-летний студент Нима Борзуи признался, что первоначально не знал, что здание будет включать также и мечеть, но сказал, что одобряет эту идею.
“Духовный аспект мечети важнее, чем ее архитектура”, – сказал он. “Не так важно, если она не соответствует стереотипам об архитектуре мечетей, которые имеют купола или минареты. Это место поклонения”.
Исламосфера