Ахмед Ремзи Акьюрек – последний мевлевийский шейх

Ахмед Ремзи Акьюрек – выдающийся турецкий поэт-суфий, ученый и последний шейх Ускюдарского мевлевихане (текке ордена Мевлеви). Он родился в 1872 году в Кайсери в семье шейха Кайсерийского мевлевихане Сулеймана Атауллаха Эфенди. Его жизнь и творчество охватывают последние годы Османской империи и первые десятилетия Турецкой Республики, когда религиозная жизнь в стране столкнулась с насильственной секуляризацией и жесткими запретами.
Образование и ранние годы
Ахмед Ремзи Акьюрек с детства был окружен атмосферой суфизма. Получив начальное и среднее образование, он начал изучать арабский и персидский языки, а также литературу у известных ученых того времени, включая своего отца. В 1892 году он отправился в Стамбул, где поступил на работу в Диван счётов (османское ведомство финансового контроля). В это же время он присоединился к мевлевийскому ордену под руководством шейха Йеникапы мевлевихане Джеляледдина Эфенди и начал участвовать в церемониях сема (ритуальный танец дервишей).
Вернувшись в Кайсери через год, он начал преподавать этику и исламские науки в местном лицее, а также вел уроки персидского языка, поэзии и суфизма в различных медресе.
Турецкий шейх Ахмед Гюмюшханеви и его российские мюриды.

Ускюдарское мевлевихане / Источник: yukselisinsaat.com.tr
Суфийская и научная деятельность
После провозглашения Второй Конституционной монархии Ахмед Ремзи отправился в Конью, где под руководством Абдулхалима Челеби читал лекции по «Маснави» для членов семьи Челеби (потомков Мевляны). Позднее он был назначен заместителем шейха Эргунийского мевлевихане в Кютахье, а в 1909 году стал шейхом Кастамонского мевлевихане. В 1913 году он был переведен в Алеппо, где занял пост шейха местного мевлевихане.
С началом Первой мировой войны Ахмед Ремзи присоединился к «мевлевийскому батальону» – военному подразделению, сформированному из членов ордена Мевлеви, которое отправилось на Ближний Восток. Вместе с этим батальоном он побывал в Дамаске и Медине, где преподавал «Маснави» в мечети Омейядов. После оккупации Алеппо французами в 1919 году он вернулся в Стамбул, где стал шейхом Ускюдарского мевлевихане. Помимо этого, он преподавал «Маснави» в мечетях Султан Мустафа и Баязид. Также он был членом Совета шейхов (Меджлис-и Мешайих) и преподавал суфизм в Медресе иршада.
Шейх Хамдуллах – суфийский наставник и каллиграф четырех султанов.

Мевлевийский батальон / Источник: konyapedia.com
Закрытие текке и жизнь после 1925 года
После закрытия текке и мевлевихане в 1925 году по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка Ахмед Ремзи был назначен главным библиотекарем библиотеки Хаджи Селим Ага в Ускюдаре. Здесь он более десяти лет занимался каталогизацией книг. В 1937 году он ушел в отставку и переехал в Анкару, где некоторое время работал в Национальной библиотеке, в отделе древних рукописей.
Ахмед Ремзи Акьюрек скончался 6 ноября 1944 года в родном Кайсери и был похоронен в мавзолее известного суфия Сейида Бурханеддина Тирмизи.
Ахмед Ремзи Акьюрек был последним представителем классической поэтической традиции мевлевийских шейхов. Он писал стихи как на арабском и персидском, так и на турецком языках, используя как классический арабский стихотворный размер аруз, так и турецкий силлабический стих. Его религиозно-мистические произведения публиковались в таких журналах, как Hazîne-i Fünûn (1893–1895), Mahfil (1922) и Tarih ve Edebiyat (1922).
Азиз Махмуд Худаи – святой покровитель Стамбула.

Библиотека Хаджи Селим Ага в Ускюдаре / Источник: haciselimaga.yek.gov.tr
Среди его главных работ:
- “Manzum Kavâid-i Fârisî” (1316 г. хиджры / 1898 г.) – стихотворное пособие по грамматике персидского языка.
- “Tuhfetü’s-sâimîn” (1898) – комментарий к стихотворению Султана Веледа о посте.
- “Âyîne-i Seyyid-i Sırdân” (1898) – поэтическое жизнеописание Сейида Бурханеддина Тирмизи.
- “Mir’ât-ı Zeynelâbidîn” (1899) – стихотворные легенды о суфийском шейхе Зейналабидине Кавсерани.
- “Bir Günlük Karaman Seyahatnâmesi” (1906) – поэтический дневник путешествия в Караман.
- “Gülzâr-ı Aşk” (1920) – перевод с персидского произведения “Gül ü Bülbül” (Роза и соловей).
- “Rehnümâ-yı Ma‘rifet” (1928) – перевод арабского трактата по суфизму.
- “Tuhfe-i Remzî” (1931) – стихотворный словарь персидского языка.
- “Miftâhü’l-kütüb ve Esâmî-i Müellifîn Fihristi” (1930-е) – каталог османских книг и их авторов.
Возрождение суфизма в Турции с сериалом о Юнусе Эмре.

Ахмед Ремзи Акьюрек (сидит в центре) со своими друзьями / Источник: semazen.net
Помимо опубликованных работ, Ахмед Ремзи написал несколько трудов, которые остались в рукописях. Среди них биографический справочник «Kayseri Şâirleri» («Поэты Кайсери»), который считается утерянным, а также переводы трудов османских и персидских суфиев. В его архиве также обнаружена небольшая персидская поэма (диванче), хранящаяся в музее Мевляны в Конье.
Ахмед Ремзи Акьюрек оставил глубокий след в турецкой литературе и суфийской традиции. Он не только передавал знания о Мевлевийском ордене, но и сыграл важную роль в сохранении суфийского наследия после закрытия текке в 1925 году. Его поэзия, переводы и научные труды продолжают изучаться исследователями мистической поэзии и османской литературы.
Музей имени “шейха каллиграфов” в Амасье.

Могила Ахмеда Ремзи Акьюрека / Источник: evliyalar.net
Дени Абдулкаримов