Азиз Малик-Аштера – исчезнувшая святыня Крыма

Как гласят легенды, ислам распространился в Крыму благодаря двум сподвижникам Пророка Мухаммада (САВ) – Малику аль-Аштару и Гази Мансуру еще в VII в. Могила Малика аль-Аштара на протяжении веков была одной из главных святынь мусульман Крыма.


Одной из достопримечательной Бахчисарая является старинное кладбище Азиз Малик-Аштера в западной части города – раньше это было крымско-татарское поселение Эски-Юрт. Во времена Золотой Орды оно было крупным торговым центром, одно время в нем располагалась ставка крымских ханов. После основания Бахчирасая оно потеряло свое значение, но вплоть до начала XX века продолжало оставаться одним из важных культурных центров для крымских татар, так как здесь располагалась почитаемая святыня – Азиз Малик-Аштера.

У крымских татар существуют красивые сказания о Мелек-Аштере. Согласно им, он воевал с драконами, потом вместе с войском прибыл на земли будущей Золотой Орды, в том числе и в Крым. Здесь он вступил в сражение с великаном по имени Салсал. Мелек-Аштер одержал победу, но был ранен стрелой. Ему удалось добраться до Крыма, где он и умер. Его могила до времени была скрыта от глаз людей. Спустя века место его захоронения было открыто чудесным образом. Предания расходятся по поводу того, кому удалось это сделать – согласно одной версии, суфиям тариката накшбандия, согласно другим – мевлеви, согласно третьим – самому хану Мехмеду IV Гераю.

10 старинных мечетей Крыма в одной статье.

Реальный прототип этого героя Малик ибн аль-Харис аль-Аштар был военным и политическим деятелем эпохи раннего ислама. Родился он в 619 г. в Йемене, а умер, как предполагается, в 658 г. в Египте. Был правой рукой Али ибн Абу Талиба. Помимо Крыма, его гробницы установлены в турецких городах Кахраманмараш и Диярбакыр, в также в египетском городе Мардж.

Malik bin Ejder ve öyküsü

Гробница в Караманмараше / Источник: marasgundem.com.tr

Такое обилие гробниц может показаться удивительным, но существовал суфийский обычай устанавливать мавзолеи не только на могилах святых и праведников, но и на месте их чудесного явления во сне какому-то шейху. Возможно, к такого роду гробниц относился и Азиз Малик-Аштера в Эски-Юрте.

Мечеть Сеит-Сеттар в Акмесджиде (Симферополе).

Как бы то ни было, с давних пор мавзолей Малик-Аштера был окружен почитанием и был одной из главных святынь Крыма. Вокруг него выросло кладбище крымской знати – некоторые гробницы, которые крымские татары называют дюрбе, стоят до сих пор среди современных построек. Среди них ханская усыпальница, в которой были погребены три крымских хана: Мехмед II Герай, Саадет II Герай, Мехмед III Герай. Хан Мехмед IV Герай построил здесь текие-джами – обитель дервишей и мечеть. В 1914 г. на ее месте было сооружено новое текие. Еженедельно по четвергам здесь на ночные бдения собирались бахчисарайские суфии. А по праздникам сюда приходили многочисленные паломники со всех концов полуострова. Старожилы вспоминают, что еще в 20-е годы дервиши торжественно выносили в такие дни хранившуюся в текие святую реликвию – волос из бороды Пророка Мухаммада (САВ).

СЌСЃРєРё РґСЋСЂР±Рµ 1 ayimg027540mi (700x470, 433Kb)

Дюрбе Ахмед-бея / Источник: liveinternet.ru

В 1948 году после депортации крымских татар село Эски-Юрт было переименовано в Подгорное, а потом поглощено Бахчисараем. Здесь вырос городской район, в 1955 г. была снесена еще сохранявшаяся здесь мечеть – сейчас от нее остался только минарет. На месте древнего кладбища Азиз Малик-Аштера расположился рынок. Сама предполагаемая могила Малика-Аштера тоже осталась под городскими застройками.

Величественная мечеть Кадыр Джами открылась в Крыму.

После репатриации крымскотатарского населения стал подниматься вопрос о переносе рынка с места древней святыни. Возможно, этот вопрос решался бы долго, но в 2006 г. произошли столкновения между крымскими татарами, требовавшими убрать рынок, и славянским населением, в город даже пришлось вводить военные части. Рынок перенесли. На освободившейся территории крымские татары предлагали создать мемориальный сквер или Музей духовной культуры крымских татар. Но вопрос так и не был решен окончательно, и теперь на этом месте до сих пор возвышаются ветшающие строения, оставшиеся от рынка, а сама территория пребывает в запустении.

СЌСЃРєРё РґСЋСЂР±Рµ 2 27529mi (700x466, 580Kb)

Вмурованная (в перевернутом виде) в одну из стен дюрбе Ахмед-бея плита с арабской надписью / Источник: liveinternet.ru

СЌСЃРєРё РґСЋСЂР±Рµ 3 7534mi (466x700, 603Kb)

Еще одна плита вмурована рядом / Источник: liveinternet.ru

эски дюрбе - Мухаммеда II Гирея 27509mi (466x700, 467Kb)

Дюрбе Мухаммеда II Гирея или Мавзолей трех ханов / Источник: liveinternet.ru

эски мимбер 7513mitl (466x700, 579Kb)

Мимбер с 11-ю ступенями недалеко от дюрбе Ахмед-бея / Источник: liveinternet.ru

эски дюрбе Мехмед-беяi (700x466, 483Kb)

Дюрбе Мехмед-бея / Источник: liveinternet.ru

Исламосфера

Комментарии