Балти – народ, живущий на стыке двух культур
На стыке двух государств, двух культур, двух религий – именно так можно охарактеризовать положение мусульманского народа балти, который живет на границе Пакистана и Индии. Их жизнь словно застыла в XV столетии и дошла в таком виде до наших дней, сохранив свои культурные особенности, считает The Hindu.
Село Туртук находится прямо на границе Пакистана, на северо-востоке области Ладакх (историческая и географическая область в составе индийского штата Джамму и Кашмир) и в 10 км от самой северной деревни Индии – Танг. Здесь проживает всего лишь 300 человек. В отличие от других частей Ладакха, местное население исповедует не буддизм, а ислам. Примечательно, что ислам в эти районы проник вместе с суфийскими проповедниками шесть столетий назад.
Природа этого края очень живописная, земля плодородная, что позволяет местным жителям заниматься сельским хозяйством. Они выращивают абрикосы, виноград, яблоки, вишни, персики. В зимнее время деревня бывает изолирована, поэтому жители стараются запастись продовольствием на длительный срок.
Дом одного из жителей деревни, 70-летнего Мохаммада Али, частично стал музеем. По его словам, этот дом стоит здесь с XV века, когда была основана деревня.
Согласно данным музея, Туртук когда-то населяли племена брокла, но позже они были захвачены среднеазиатскими народами, чьи потомки и живут здесь до сих пор. Кроме того, Туртук был центром торговли, и сюда приезжали торговцы – представители разных рас и народов. Поэтому сегодня здесь можно встретить людей, относящихся к разным расам.
Дом Али полон памятных вещей. В его обширную коллекцию входят орудия труда, сделанные из костей, одежда, каменная посуда и многие другие вещи.
«Вот это – каменное блюдо, которому, вероятно, 300 лет. Жители давно перестали использовать их, заменив на металлические», – рассказывает Мохаммад Али, показывая экспонаты с своем доме-музее.
Он рассказал, что раньше дома строили из дерева, они хорошо держали тепло даже при температуре минус 20 градусов. Теперь дома строят каменные.
Идея создания музея возникла у его детей, которые хотели сохранить память о своей уникальной истории. Когда музей только открылся в мае этого года, посетителями были только местные жители. Потом стали приходить жители из соседних деревень, в том числе школьники. За ними потянулись туристы.
Недалеко от дома Мохаммада Али находится необычный дом с деревянными колоннами и замысловатым фризом (декоративный орнамент в виде горизонтальной полосы, окаймляющий верхнюю часть стены – Исламосфера) в геометрических и цветочных узорах. Этот дом называется дурбар (царский двор – Исламосфера). На втором этаже дома находится “царская” комната. Здесь, облачившись в наряды, с резной тростью в руках, восседает Йабго Мохаммад Хан Качо, правитель династии Йабго и «король» этого “дворца”, история которого непрерывно длится с XV века.
«Вы сейчас находитесь не только в Ладакхе, но и в Балтистане (область в Пакистане, соответствующая средневековому королевству с таким же названием – Исламосфера). Эта мощная династия правила Балтистаном более 2000 лет », – начинает свой рассказ Йабго Мохаммад, указывая на родовое дерево, которое он сделал на стене комнаты. Он степенно и величаво рассказывает как здесь правили разные цари, как трое царевичей делили царство и наконец как постепенно Балтистан стал частью Пакистана.
Интересно, что в современную эпоху политические перипетии также не обошли данную местность стороной. Жители деревни любят рассказывать историю о том, как после отделения Пакистана от Индии в 1947 году они из индийцев превратились в пакистанцев, а после войны 1971 года (война Пакистана с Индией, в результате которой Восточный Пакистан стал независимым государством Бангладеш – Исламосфера) они стали обратно индийцами. Самое интересное, что оба раза смена гражданства не сопровождалась переменой места жительства. Вот такая примечательная история.
Что касается дурбара, то Качо превратил его в музей династических реликвий. Здесь можно увидеть головные уборы правившей династии, старые монеты, мечи и вооружение.
С 2010 года это место начали посещать туристы. Они вносят некоторые неудобства в размеренную жизнь местных жителей, выражающиеся в загрязнении окружающей среды, оставлении после себя пластиковых отходов, нехватке питьевой воды, увеличении строительства.
Тем не менее, сейчас жизнь в Туртуке протекает как обычно. Дети возвращаются из школы, люди возвращаются с работы, и зов муэдзина эхом разносится по полям. А как только садится солнце, вся округа смолкает, кроме бурного речного потока, текущего рядом с деревней. Его непослушные воды с шумом утекают вдаль, словно спеша рассказать людям интересные истории славного народа балти, с незапамятных времен живущего в этих краях.
Исламосфера