Банараси – история, сотканная из шелка, золота и серебра

Во времена династии Великих Моголах в Варанаси в Индии было налажено производство роскошной шелковой парчи, которая от индийского названия этого города получила название банараси. Она и сейчас считается одной из самых роскошных и дорогих тканей в Индии.
Банарас, или Варанаси, это город на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш, расположенный на берегах реки Ганг. Благодаря плодородной почве и идеальным условиям для выращивания тутового дерева он стал одним из центров производства шелка на субконтиненте уже в VI веке до н.э.
Хотя история шелковой промышленности в Варанаси уходит корнями в глубокую древность, эксперты относят историю производства банараси к эпохе Великих Моголов (1526-1761), когда под влиянием искусства парчи из Персии и Центральной Азии здесь было налажено его производство. Местные ткачи были искусны в изготовлении различных видов тканей, включая шелк, хлопок и муслин. Но из-за обилия шелка в регионе в конечном итоге он стал специализироваться на нем. При императоре Акбаре шелковая промышленность Банараса значительно выросла. Он спонсировал создание королевских мастерских и других ткацких центров, или кархане по всему городу. В них работали сотни искусных ремесленников, которые производили изысканные шелковые ткани. В колониальную эпоху (1858-1947 гг.) это также была одна из важнейших отраслей промышленности в Индии. Ей покровительствовали такие личности, как леди Мэри Керзон, жена маркиза Керзона, 15-ого вице-короля Индии. Она была близкой подругой королевы Александры, жены короля Георга V, и как принято считать, коронационное платье этой королевы было сшито в Варанаси из местной парчи под руководством леди Керзон, хотя дорабатывали его уже в Париже.
Мусульманские ткачи Варанаси сохраняют традиции уникальных сари.

Королева Александра в своем коронационном платье / Источник: Royal Collection Trust, LINK
Банараси создают из шелковых, золотых и серебряных нитей. Мотивы, украшающие ткань, обычно вдохновлены как традиционными мотивами, пришедшими из Центральной Азии и Персии, – гранатом, пейсли и т.д., так местной флорой и фауной – павлинами, слонами и т.д. В книге «Шедевры индийского текстиля» Р.Дж. Мехта, рассматривая замысловатые узоры, характерные для банараси, пишет, что они претерпели свою эволюцию. Например, в первые годы его производства, то есть в эпоху Великих Моголов, дизайн был в основном вдохновлен индо-персидскими исламскими мотивами. Однако со временем появились более характерные для субконтинента узоры, такие как калга и бел, цветочный мотив, заключенный между двумя листьями, или бутидар, представляющий собой россыпь мелких цветов на сетке.
Шервани: неподвластный времени образец элегантности.

Павлинье платье леди Керзон / Источник: National Trust Collection and Kedleston Hall, LINK
Банараси бывают разных видов, таких как катан, органза, жоржет и шаттир. Катан отличает тонкая текстура и высокая прочность, органза прозрачная и легкая, а жоржет имеет складчатую текстуру. Шаттир – это разновидность катана, но он более грубый и обычно используется для пошива традиционных сари.
Банараси стал неотъемлемой частью культуры Индии. Именно из него шьют роскошные свадебные одежды. Несмотря на значение шелковой промышленности Варанаси, в наши дни она сталкивается с рядом проблем, которые угрожают ее существованию, – от недорогих синтетических имитаций банараси до технологических достижений в ткацкой промышленности. Одной из самых серьезных проблем является конкуренция со стороны более дешевых тканей, произведенных на механических ткацких станках. Они не такие изысканные, как создаваемые вручную, но многие предпочитают именно их из-за более низкой цены. Традиционным ткачам стало сложнее конкурировать с ними.
Шальвар-камиз – демократичная одежда мусульман Южной Азии.

Серый шелковый парчовый шарф с мотивами в виде головы лошади и павлина. Варанаси (19 в.) / Источник: The Zay Initiative, LINK

Черный шелковый шарф с узорами пейсли, лотоса, слона и антилопы. Варанаси (19 в.) / Источник: The Zay Initiative, LINK
Исламосфера
Источник:
Rajrupa Das ‘Banarasi: A story woven in silk, gold, and sometimes silver’