Бану Сасан – средневековое братство поэтов, мошенников и шарлатанов

Братства преступников и изгоев, вероятно, существовали с самых ранних времен, когда впервые были изобретены «законы» и появились «изгои». Бану Сасан, как именовалось такое братство в исламском мире, славилось своими уловками, в том числе использованием таких животных, как черепахи и обезьяны, в качестве инструмента преступления.


Допустим, на дворе 1170 год, и вы возглавляете городскую стражу в средневековой Персии. Патрулируя улицы ранним утром, вы натыкаетесь на подозрительных личностей, слоняющихся возле дома богатого торговца. Предполагая, что это банда взломщиков, вы приказываете их обыскать. Из различных потайных карманов подозреваемых ваши люди достают лом, черствый хлеб, железный шип, свечу и … живую черепаху. Рептилия является решающим аргументом в пользу ваших подозрений. Есть сто одна причина, по которой честный человек может гулять по улице с ломом в три часа ночи, но только банда опытных взломщиков могла иметь при себе черепаху.

Бану Сасан представляло собой братство жуликов, бродяг, бродячих поэтов и откровенных преступников, которые составляли средневековый преступный мир в исламских странах. На протяжении полудюжины веков ее членов можно было встретить где угодно, от Омейядской Испании до китайской границы. Обладая собственной тактикой, уловками и сленгом, они также прославились как авторы множества малоизвестных, но увлекательных рукописей, повествующих об их жизни, морали и методах.

По словам Клиффорда Босворта, британского историка, который провел специальное исследование Бану Сасан, члены этого братства пользовались богатой коллекцией инструментов: «Они использовали довольно сложное оборудование.… [Железный шип и железная рука с когтями] использовалась для пробивания стен, а лом – для взлома дверей. После того, как брешь была пробита, грабитель просовывал в дыру палку с тряпкой на конце, потому что, если просунуть голову, [она] вполне могла стать мишенью для посоха, дубинки или меча домовладельца, притаившегося с другой стороны». К спине черепахи прикрепляли свечу, и вводили животное через пролом в дом. Медленно ползая по нему, оно освещало помещение и его содержимое. Кроме того, рептилия позволяла проверить, спят ли все в доме – заметив черепаху они поднимали шум. Также грабитель имел с собой корки сухого хлеба и бобы. Он грыз их, если была необходимость скрыть свое присутствие или производимый им шум, чтобы обитатели дома подумали, что это просто кот, пожирающий крысу или мышь.

“Книга шарлатанов” – энциклопедия преступного мира на средневековом Востоке.

Только банда опытных взломщиков могла иметь при себе черепаху / Источник: WALTERS ART MUSEUM

Энциклопедия The Iranica сообщает: «Бану Сасан, название, часто применявшееся в средневековом исламском мире к нищим, жуликам, шарлатанам и обманщикам всех мастей, предположительно произошло от имени легендарного шейха Сасана. История, часто приводимая в источниках, начиная с Ибн аль-Мукаффа и далее, гласит, что Сасан был сыном древнеперсидского правителя Бахмана ибн Эсфандиара, но, будучи отстранен от престола, стал скитальцем и собрал вокруг себя других бродяг, образовав таким образом сообщество «сыновей Сасана» (так переводится название «Бану Сасан»)».

Некоторые из Бану Сасан использовали ислам как прикрытие для своих мошеннических действий, прекрасно понимая, что кошельки верующих могут быть легко развязаны красноречием человека, который называет себя аскетом или мистиком, или творцом чудес, торгующим реликвиями мусульманских мучеников и святых, или обратившимся из христианства или иудаизма к ясному свету веры Мухаммада.

Сирийско-арабский писатель Джамаль ад-Дин Абд ар-Рахим аль-Джавбари в своей «Книге шарлатанов» (XIII век) приводит историю о том, как мошенники использовали обезьяну, выдрессированную совершать земные поклоны и перебирать четки. Одетое в роскошные одежды животное прибыло в мечеть на пятничную молитву верхом на муле с золотым седлом. Его сопровождали якобы три индийских раба: «Обезьяна сняла одежду, вытащила из-за пояса носовой платок и положила его перед собой. Она потерла зубы мисваком (древесной зубной щеткой) и совершила два благодарственных земных поклона за омовение и два для приветствия мечети, затем взяла четки и стала их перебирать». Сопровождающие заявили, что обезьяна на самом деле была человеком, принцем, на которого жена наложила заклятие. Чтобы вернуться к своему человеческому облику, он должен был заплатить 100 000 золотых монет, но ему не хватило 10 000. Затем сопровождающие обратились к собравшимся с просьбой о помощи, и в кратчайшие сроки собрали некую сумму.

Ограбление по-карибски: преступник надел хиджаб.

Источник: akamaihd.net

Легко приспосабливающиеся к разным условиям жулики такого типа могли рассказывать христианские, еврейские или мусульманские истории в зависимости от аудитории. Нередко среди этой аудитории у них были помощники, которые в нужные моменты произносили «ох» и «ах» и выступали инициаторами сбора пожертвований. Они могли воспевать и Али, и Абу Бакра – людей, память о которых была священна для шиитов и суннитов соответственно. Некоторые члены этой группировки в конечном итоге выбирали более законные профессии – представители Бану Сасан были одними из первых пропагандистов книгопечатания в исламском мире. Но большинство вело не такой образ жизни, которым можно было гордиться.

Этнический состав Бану Сасан является предметом многочисленных спекуляций. Некоторые исследователи говорят, что, ведя кочевой образ жизни, группа была одной из движущих сил распространения индоевропейских языков. Но более вероятно, что Бану Сасан были скорее братством по роду занятий, а не по этнической принадлежности. Есть предположения, что могут существовать генетические связи между представителями Бану Сасан и современными цыганами (бояш или рудари), а также парсами и даже евреями.

Толкователи снов процветают на Ближнем Востоке.

Бану Сасан и их дрессированные животные вдохновили огромное количество средневековых историй, включая “Тысячу и одну ночь” / Источник: Библиотека Конгресса

Исламосфера

Комментарии