Барабанный бой на сухур и другие уходящие традиции Рамадана
Из-за использования передовых технологий и изменений в образе жизни людей традиция пробуждения людей на сухур – прием пищи перед началом поста – претерпела изменения. Большинство жителей пакистанского Карачи сегодня пользуются мобильными телефонами, будильниками и цифровыми часами, чтобы вовремя проснуться к сухуру.
Кроме того, в результате сокращения использования ручного труда и уменьшения физических нагрузок все большее распространение сегодня получает привычка не ложиться спать всю ночь до сухура.
Большинство молодежи бодрствует всю ночь, зачастую проводя время в кафе, что также уменьшает необходимость тех, кто будит людей для сухур.
Еще совсем недавно традиция пробуждения людей на сухур имела большое значение. Те, кто хотел заработать саваб, будили граждан на сухур. Другие выполняли эту обязанность с целью дополнительного заработка. В некоторых районах Карачи традиция пробуждения людей с барабаном до сих пор присутствует. В отдельных районах люди будят спящих на сухур с помощью голоса.
Также в пробуждении людей на сухур участвуют барабанщики, которых часто можно увидеть на местных свадебных церемониях. Они делают это ради дополнительного заработка. Многие барабанщики преодолевают большие расстояния, чтобы исполнить этот традиционный обряд. В некоторых районах их можно увидеть на мотоциклах и велосипедах. Кроме того, в пробуждении людей участвуют профессиональные исполнители каввали [исполнение под музыку суфийской поэзии, распространенное главным образом в Пакистане и на севере Индии – Исламосфера].
Часто в этом деле участвуют малоимущие. Они исполняют этот долг на протяжении всего Рамадана, а в конце священного месяца ходят из дома в дом, чтобы получить свою награду. Местные жители по своему выбору дают им деньги, одежду и еду, что помогает им лучше отпраздновать Ид аль-Фитр.
Как говорят сами барабанщики, в городе до наступления сухура проходит много мероприятий, поэтому они предпочитают отправляться в районы с изолированными улицами.
Но во многих районах Карачи традиция пробуждения людей на сухур с помощью барабанов или флейтистов сошла на нет. Многие горожане говорят, причиной этого стало то, что сегодня на место частных домов пришли высотные здания и многоквартирные дома. В результате необходимость в людях, пробуждающих к сухуру, отпала сама собой.
Сейчас в семьях родственники будят друг друга сами или с помощью будильников.
История традиции
Обряд пробуждения людей на сухур существует в мусульманском мире на протяжении столетий. Согласно традиции, первым таким человеком в истории был Хазрат Билал Хабаши, который также являлся первым муэдзином. Пророк Мухаммад (САВ) возложил на Билала обязанность будить мусульман Медины на сухур. Этот обряд до сих пор действует в разных исламских странах.
Начиная с эпохи навабов [титул правителей восточных провинций Индии в империи Великих Моголов – Исламосфера] на Индийском полуострове наступление сухура публично объявлялось с помощью пушечных выстрелов. Этот обычай до сих пор существует в индийском штате Бхопал, а в Хайдарабаде от него отказались лишь несколько лет назад. Пушка, из которой производится выстрел, находится в стене крепости, которая расположена в 40 километрах от Бхопала. Но в связи с тем, что ее выстрелы наносили ущерб стене крепости, сейчас выстрелы совершаются из пушек меньшего размера.
Как только наступает Рамадан, на молодых людей из местной мусульманской общины возлагается обязанность по совершению этого обряда. По словам мусульман Бхопала, этому обычаю около 250 лет. Хотя пушку заправляют меньшим количеством пороха, чем обычно, взрыв, тем не менее, слышен в пределах более чем 50 близлежащих деревень. Выстрелы возвещают о наступлении не только сухура, но и ифтара.
В Дубае до сих пор существует обычай возвещения наступления ифтара с помощью пушечного выстрела. В этом году такие пушки были установлены в шести разных местах в Дубае. Задача стрелять из пушек была возложена на Департамент общественного счастья полиции Дубая.
В этих пушках, произведенных в Британии в 1945 году, используются снаряды размером 25 мл. Звук выстрела пушки слышен на 10 километров. Эти пушки приобрели особый интерес у туристов, которые стекаются в Дубай специально, чтобы сфотографировать их в момент совершения выстрела.
В Турции обычай пробуждения барабанщиками постящихся на сухур продолжается, став неотделимой частью исламской культуры. Как только в небе показывается луна, возвещающая наступление Рамадана, в мечетях собираются добровольцы в традиционной одежде. Этот обычай существует со времен Османской империи. В остальное время года добровольцы-барабанщики зарабатывают, играя на свадьбах.
Благодаря тому, что государство в Турции строго следит за сохранностью древних традиций, число добровольцев ежегодно увеличивается. Добровольцы не получают официальную зарплату от государства, но люди дают им бахшиш [чаевые].
Тех, кто будит людей на сухур в Рамадан, называют масахарати. Некоторые нормы их деятельности сохранились до наших дней. Традиция бить в барабаны для возвещения сухура составляет около 400 лет и началась во время османского правления в Египте.
Считается, что первым человеком, который ходил по улицам Каира во время Рамадана и будил людей на сухур красивыми стихами, был правитель Египта Утба бин Исхак. Он говорил: «О, спящие, просыпайтесь и возносите молитвы Аллаху».
Некоторое время назад масахарати стали известны среди детей. В Турции, когда начинается Рамадан, барабанщики одевают на себя традиционную османскую одежду и призывают к укреплению связей между мусульманами. Более 2 тысяч барабанщиков в Турции будят людей к сухуру.
В Египте в Рамадан люди переходят от одной улицы к другой с фонариками. Эта традиция существуют уже тысячу лет. Утверждается, что эта традиция зародилась в 969 году, когда жители Египта приветствовали халифа Маадд аль-Муизз Лидиниллаха с помощью зажженных фонарей.
Согласно другому источнику, фатимидский халиф Аль-Хаким Биамриллах однажды захотел, чтобы после ифтара зажгли свечи. Так утвердилась традиция зажигать во всех мечетях фонари.
Также сообщается, что, когда фатимидский халиф ходил смотреть на луну, чтобы узнать о наступлении Рамадана, дети должны были взять свечи и читать нааты [восхваления Пророка Мухаммада (САВ) – Исламосфера]. Кроме того, Аль-Хаким обязал женщин сопровождать детей, несущих свечи в ночное время, если они покидали свои дома.
Кашиф Хуссейн / tribune.com.pk