Бахлюль Дана – безумец, мудрец, суфий и собеседник халифа
Бахлюль Дана – это один из людей, которых в исламском мире называли укала-йи маджанин «мудрецы, которые похожи на безумцев», пишет Сулейман Улудаг для İslam Ansiklopedisi.
Сведения о Бахлюле Дане, в своем большинстве, носят характер преданий. Ему, в основном, приписывали те же слова и истории, что и другим укала-йи маджанин, а также связывались с ними некоторые народные анекдоты.
Согласно легендам, Бахлюль Дана был родом из Куфы. Его настоящее имя звучит как Абу Вухайб ибн Амр ибн аль-Мугира аль-Куфи ас-Сайрафи. Он жил в Багдаде и изначально не был безумцем. По мнению суфиев, одержимый любовью к Аллаху, Бахлюль Дана стал подобным сумасшедшему, его нафс (низменное “я”) был полностью уничтожен. После этого он демонстрировал «странные» поступки. Вместе с этим его высказывания остроумны и саркастичны, а действия заключают в себе какой-то скрытый смысл и несут назидание. Согласно преданиям, Бахлюль Дана скитался по кладбищам и развалинам, любил уединение, иногда дети смеялись над ним, бросали в него камнями, но он относился к этому снисходительно. Анекдоты и истории, приписываемые Бахлюлю, смешны, но заставляют людей серьезно задуматься о жизни. Среди них, кроме очень странных и даже детских, есть и непристойные. Ему приписывают слова и поведение, которых мудрые и достойные люди, обычно, стыдятся.
Некоторые предания представляют его братом Харуна ар-Рашида, другие – племянником. А согласно третьим, он был его надимом – собеседником, сотрапезником. Бахлюль Дана в лицо говорил халифу правду, пытался направить его на правильный путь и предостеречь, указывая разными способами на его ошибки. Также этот мудрец известен своим юмором, как и другие укала-йи маджанин. На вопросы он часто отвечал с улыбкой или даже смехом, но его саркастическая манера поведения обычно несла в себе предупреждение и совет. В некоторых источниках сообщается, что умер Бахлюль Дана в 806 г.
Маруф Кархи – святой, перешедший из христианства в ислам.
В суфийской литературе Бахлюль Дана показан как влюбленный в Аллаха суфий и святой. В таком ключе о нем писали Ибн Араби, Абд аль-Ваххаб аш-Шарани, Абд ар-Рауф аль-Мунави и даже Ибн аль-Джаузи. Анекдоты о нем и его высказывания также приводят Аттар в «Илахинаме», Руми в «Маснави», Йафии в «ар-Рауд ар-райахин». В «ар-Рауд аль-атыр» Нафзафи Бахлюль Дана представлен героем любовной истории. Включение легенд о нем в «Уйун аль-ахбар» Ибн Кутайбы, «Аль-икд аль-фарид» Ибн Абд Раббиха, «Латаиф-наме» Лями Челеби показывает, что эти анекдоты были широко распространены среди простых людей. Анализируя все эти источники можно сказать, что Бахлюль Дана воспринимался, скорее, как народный философ, а не святой. Легенды и анекдоты о нем занимают важное место в турецкой, арабской и иранской литературе.
Согласно шиитским источникам, Бахлюль был учеником имама Джафара ас-Садыка (ум. 765). В действительности он якобы был шиитом, но чтобы не иметь проблем с властью, в соответствии с концепцией такия*, представлялся суннитом, а безумца он изображал, чтобы свободно выражать свои мысли и защищать себя от нападок. Некоторые также считают его учеником других шиитских имамов, Мусы аль-Казима или Али ар-Ризы, хотя это невозможно хронологически.
Существует касыда под названием «Касыда аль-Бухлулиййа», которая приписывается Бахлюлю Дане, но она явно относится к более позднему периоду.
*Такия – исламский термин, которым обозначается «благоразумное скрывание своей веры», один из руководящих принципов шиизма.
Хасан аль-Басри: аскет, образец благочестия и отец суфизма.
Истории о Бахлюле Дане
***
Бахлюль Дана узнал что халиф Харун ар-Рашид возводит на свои личные деньги мечеть и, обрадовавшись, воскликнул: «Машаллах! Он сделал очень хорошее дело».
Затем отправился к месту нового строительства, где на каждом кирпиче написал свое имя, «Бахлюль». Узнав об этом, халиф спросил:
– Зачем вы написали свое имя на стене мечети?
– Да я написал свое имя. А что такого?
– Я строю мечеть на свои деньги и ради Аллаха.
Бахлюль Дана тогда сказал:
– Если ты строишь чтобы получить довольство Аллаха, то какая разница что будет написано на кирпичах? Разве Аллах не знает кто строит мечеть?
***
Однажды Бахлюль Дана попросил у Харуна ар-Рашида какую-либо должность. Харун ар-Рашид поручил ему контролировать рынки города. Бахлюль тут же приступил к своей работе. Первое, что он сделал, отправился в пекарню. Взвесив несколько лепешек, он заметил, что вес не соответствует норме. Повернувшись к пекарю, он спросил: – Ты доволен своей жизнью? Тебе хватает на жизнь? Нормально ли питаются твои дети? Пекарь на все вопросы давал отрицательные ответы. В его жизни не было ничего, чем он был бы доволен. Не сказав ему ни слова, Бахлюль повернулся и направился в другую пекарню. Там он тоже взвесил несколько хлебов и увидел, что вес превышает норму. Предыдущие вопросы он задал и этому пекарю. Последний давал положительные ответы. То есть, пекарь был счастлив. После этого Бахлюль Дана, никуда не сворачивая, пошел к Харуну ар-Рашиду и попросил другую работу. Харун ар-Рашид спросил у него: «Бахлюль, мы же тебе совсем недавно дали работу. Ты так быстро ее выполнил?» Хазрат Бахлюль пояснил ему: «Господин, оказалось, что у рынков есть свой контролер. Он до меня взвесил и хлеба, и совесть. В зависимости от этого каждый отвечает за свои деяния. Во мне нет никакой необходимости».
***
Передают, что однажды человек увидел Бахлюля на кладбище и спросил у него: «Ты чего тут делаешь?» Бахлюль ответил: «Сижу, общаюсь с теми, кто меня не раздражает, если забуду о загробном мире – они напомнят, а если же я от них уйду, то сплетничать обо мне не станут».
Исламосфера