Бейпор – индийский центр производства арабских лодок дау

Расположенный на юго-западном Малабарском побережье Индии портовый городок Бейпор долгое время считался региональным центром торговли и изготовления традиционных лодок арабов Персидского залива дау. История города насчитывает не менее 2000 лет.


«Верфи Бейпора были хорошо известны мореплавателям, поскольку располагались на перекрестке между западной частью Индийского океана и Дальним Востоком», – пишет историк Дионисий Агиус в своей работе «Классические корабли ислама: от Месопотамии до Индийского океана». Ученый из Эксетерского университета объясняет, что важность прибрежной зоны возросла в те времена потому, что там имелся хороший доступ к различным видам древесины и обилие квалифицированных кораблестроителей. Кроме того, юго-западное побережье Индии было подходящим местом для остановки кораблей из-за муссонных ветров или для ремонта.

Для торговцев из Восточной Азии и Ближнего Востока Малабар исторически был идеальным местом встречи между восточным и западным миром. Такое положение позволило региону на протяжении веков впитывать культурные особенности разных народов. Арабские солдаты и торговцы селились в Малабаре с раннего исламского периода, но история культурных взаимодействий в этом районе, по разным оценкам, восходит к еще более ранним временам. В своей книге «Индийские христиане св. Фомы» автор XIX века У. Дж. Ричардс упоминает «золотые монеты», найденные в этом регионе, которые относятся к римской эпохе и несут «изображение и подпись Цезаря».

На маршруте благовоний: как ладан помог изменить мир.

edathodi-sathyan-boat-yard-mee-ap-muhammad-afsal

Плотник работает на дау на верфи Эдатоди Сатьяна в Бейпоре / Источник: MEE/AP Muhammed Afsal

Изготовление арабских дау пришло совсем недавно с йеменскими мигрантами из региона Хадрамаут в конце XIX и начале XX веков. Согласно семейным преданиям 61-летнего Джафара Барами, его прапрадед приехал в Индию из Йемена и женился на девушке из аристократической индуистской семьи на юге Малабара, принеся с собой ремесло изготовления дау. Двоюродный дядя Джафара Али Барами был торговцем специями и подрядчиком по производству дау, и младший Барами сохранил теплые воспоминания о пирах, которые его семья устраивала для арабских покровителей. Он также помнит, как путешествовал со своими старейшинами в город Ниламбур во внутренних районах Керала за досками для лодок. Штат Керала, известный своей зеленью так же, как и своими водами, является одним из самых лесистых регионов материковой части Индии, где более половины территории покрыто деревьями.

«Без плана, но с точными расчетами, мастера продумывают весь проект и дают задачи людям, работающим на них», – объясняет П.О. Хашим, 68-летний подрядчик по дау с более чем 45-летним опытом работы в отрасли. Хашим работает на производителя дау Haji PI Ahamed Koya – фирму, основанную в 1885 году. «Сначала мы изготавливаем киль из гнутых досок. Они составляют основу дау», – говорит Хашим. Мастерство является решающим аспектом обеспечения хороших мореходных качеств лодки. «Это не обычная работа по дереву. Если форма вырезанного дерева имеет незначительные отклонения, ее уже нельзя исправить», – говорит плотник Сатьян.

Маппила – первые последователи ислама Индии.

dhows-qatar-al-wakrah-karim-jaafar-afp

Лодки-дау, подобные этим расположенным в Эль-Вакре (Катар), использовались для рыбной ловли и торговли в течение тысячи лет / Источник: AFP/Karim Jaafar

Сложные расчеты гарантируют, что дау останется ровной и вертикальной в воде, поэтому лодка остается на лесах до тех пор, пока работа не будет завершена. Конечный продукт обычно весит около 300 тонн. Когда дау готова, её выкатывают на шкивах и бревенчатых пандусах в воду, после чего добавляют двигатель. Интерьер обычно добавляется при доставке клиентам в Персидском заливе, так как добавление чего-либо перед спуском на воду может привести к повреждению лодки до того, как она попадет в море.

Однако, несмотря на свое впечатляющее наследие, индустрия строительства дау в Бейпоре находится в упадке из-за стечения нескольких обстоятельств. В 1960-х годах правительственные чиновники приобрели большой участок земли для использования в качестве порта и верфи и, следовательно, сократили прибрежную территорию, доступную для мастеров дау для постройки своих лодок. Конкуренция, государственная торговая политика и трудовые разногласия также сыграли свою роль в упадке отрасли. В 1980-х годах рабочие объявили забастовку из-за спекуляции через посредников, а правительство Индии наложило запрет на экспорт древесины, что повлияло на доступность древесины, необходимой для обслуживания или ремонта лодок. В ответ на забастовки 1980-х годов подрядчики дау из Персидского залива и других индийских городов увели рабочих, пообещав им более высокую заработную плату.

Тем не менее, традиционное арабское почтение к дау полностью не исчезло, особенно среди некоторых высокопоставленных лиц. С 2005 года Хашим построил 10 роскошных дау, в том числе для известного шейха Тамима бин Хамада Аль Тани из Катара.

Первые корабли исламского мира.

kerala-forests-afp-2021

Штат Керала, известный своей зеленью, как и своими водами, является одним из самых лесистых регионов материковой части Индии, где более половины территории покрыто деревьями / Источник: AFP

dhow-doha-corniche-shafik-mandhai

Дау, пришвартованные вдоль корниша в Дохе (Катар) / Источник: MEE/Shafik Mandhai

dhow-launch-payyeri-peethambaran

Спуск дау на воду в Бейпоре / Источник: Payyeri Peethambaran

Исламосфера

Комментарии