Болгарская художница исследует запретное мусульманское прошлое своей семьи

«Как их потомок, я чувствовала себя обязанной поделиться историями и жизненным опытом моей семьи и бесчисленного множества других болгарских мусульман, которые пережили смену имен и репрессии. Я не хочу, чтобы их опыт был забыт», – говорит Вера Хаджийска, художница, куратор и преподаватель фотографии из города Портсмут в Англии.


Родители Веры Хаджийски не были религиозными, но семья отмечала национальные болгарские православные праздники. Они также собирались в доме ее бабушки и дедушки по материнской линии во время Рамадана, который в детстве она считала просто еще одним семейным праздником. И только в 2017 году, когда Вера во время обучения в магистратуре Портсмутского университета обратилась к истории своей семьи, она узнала, что имеет мусульманские корни. В одном из разговоров с бабушкой и дедушкой о прошлом они как ни в чем не бывало упомянули свои старые имена. Когда девушка спросила родителей, почему ей и ее брату никогда не рассказывали об этом аспекте семейной истории, они ответили, что никогда не скрывали это намеренно, но и не разглашали.

Художница говорит: «Им было очень трудно из-за того, что им велели ассимилироваться и стереть эту часть своей идентичности.  Они не говорили об этом на работе. Такое поведение имело смысл в сложившихся обстоятельствах». Для помаков (так называют мусульман болгарского происхождения) сокрытие своего происхождения было способом избежать дискриминации и насмешек. Бабушка и дедушка Веры поначалу предпочитали не отвечать на ее вопросы, так как еще со времен кампаний ассимиляции в них укоренился страх. Но с годами они стали более откровенны.

Кампании ассимиляции проводились на протяжении всего XX века. Они включали в себя превращение мечетей в церкви, смену имен в паспортах в 1950-х годах, переселение 130 000 этнических турок в 1969 году и запрет на религиозную одежду в начале 1970-х годов. Последствия были настолько масштабными, что затронули даже изменение имен на надгробных эпитафиях. Принудительная ассимиляция достигла апогея в середине 1980-х годов, когда режим Тодора Живкова начал «процесс возрождения», вынудив более 350 000 болгар турецкого происхождения покинуть страну.

Помаки – принявшие ислам славяне или потомки тюрков-куманов?

Вера Хаджийска / Источник: Вера Хаджийска

Вера Хаджийска нашла документы, связанные с изменением фамилии ее семьи, в государственных архивах Смоляна – населенного мусульманами региона, где находилась деревня ее бабушки и дедушки. Она отыскала даже форму, которую ее дед по материнской линии заполнил для своей жены и детей. 

После падения коммунистического режима в 1989 году болгарским мусульманам разрешили вернуть их прежние имена. Некоторые воспользовались этой возможностью, но часть предпочла оставить все как есть. В 2012 году болгарский парламент принял резолюцию, осуждающую «процесс возрождения», назвав его кампанией по этнической чистке.

Хотя история этих репрессий сейчас широко известна, Вера Хаджийска говорит, что в школьной программе не упоминались зверства, совершенные в советское время в отношении болгарских мусульман, а также других маргинализированных сообществ. Вместе с этим в ней всячески очерняется роль турок и, соответственно, помаков. Все это способствовало тому, что подобные представления укоренились в сознании людей.

Будучи художницей, Вера Хаджийска отразила свое путешествии в поисках своих корней в творчестве, создав мультимедийный проект «С именем цветка». В нем она рассказывает историю ассимиляции помаков, сочетая фотографию, видео и звук, а также опираясь на архивные исследования и интервью. Вера начала проект с серии автопортретов. Несколько снимков сделаны в интерьере квартиры ее бабушки и дедушки по отцовской линии в советском стиле. На других художница одета в желтое платье, которое принадлежало ее тезке – бабушке по отцовской линии Вере, которую когда-то звали Ферде.

Гаджалы – родственники гагаузов, но мусульмане.

Звуковая инсталляция «Шепот» / Источник: Вера Хаджийска

Кроме того, Хаджийска стала автором ряда короткометражных фильмов. В одном из них, снятых в мечети в Девине в 2021 году, пожилые мужчины и женщины, которые на собственном опыте испытали насильственную ассимиляцию, рассказывают о пережитом. «Мы прошли через столько страданий. Мы пережили все», – говорит один из мужчин, обозначенный как Р.

В звуковой инсталляции «Шепот», являющейся частью этого проекта, четыре динамика, расположенные на постаментах, шепчут мусульманские имена, стертые после серии кампаний по принудительной ассимиляции в XX веке. Первые два постамента высокие и аккуратно накрыты платком. Другие низкие, почти вровень с полом, а платки на них лежат, сваленные в кучу. Концепция заключается в том, чтобы вызвать одновременное чувство радости и отчужденности: платок был запрещен для болгарских мусульман, но при этом является частью болгарского народного костюма. Как говорит художница, это попытка «вернуть в общественное пространство запрещенные имена».

Экспозиция «С именем цветка» выставлялась в Лондоне, Париже, Пловдиве, Косово. По ее мотивам Вера Хаджийска также выпустила книгу.

Блатска – мусульманская деревня в Болгарии.

Несколько снимков сделаны в интерьере квартиры ее бабушки и дедушки по отцовской линии в советском стиле / Источник: Вера Хаджийска

Звуковая инсталляция «Шепот» / Источник: Вера Хаджийска

Бабушка Веры Хаджийски. Мультимедийный проект «С именем цветка» / Источник: Вера Хаджийска

Сестра дедушки Веры Хаджийски идет в деревню Чамла, где родились и выросли бабушка и дедушка Веры / Источник: Вера Хаджийска

Исламосфера


Источник:

M.Z. Adnan ‘A Bulgarian artist’s journey to unearth her family’s forbidden Muslim name’

Комментарии