Борода в исламе: для чего ее отращивают?

На протяжении всей истории в отношении отращивания бороды, ее полного или частичного бритья в различных обществах устанавливались разные религиозные и общественные нормы, пишет Исмаил Ялчын для İslam Ansiklopedisi.


Хотя бритье бороды запрещено в Торе (Левит, 19/27), согласно широко распространенному мнению в иудаизме, нельзя делать это бритвой, а ее укорачивание или удаление каким-либо другим способом разрешено. Хотя бритье лица приемлемо среди западных христиан и буддистов, у восточных христиан, индуистов и сикхов считается необходимым носить бороду.

Борьба за красоту: в Пакистане мужчинам запрещают ухаживать за бородой.

Слово «борода» упоминается в Коране (Таха 20/94), но в нашей Священной Книге нет правил по поводу отращивания или стрижки. Некоторые повеления и рекомендации на этот счет содержатся в хадисах. Пророк (мир ему) относил отращивание бороды к действиям, соответствующим «творению». Иногда он объяснял ее ношение необходимостью противостояния многобожникам или огнепоклонникам (маджуси), иногда говорил о том, что надо отращивать бороду и укорачивать усы без объяснения причин. Также Посланник Аллаха (мир ему) велел красить бороду, чтобы отличаться от иудеев и христиан, но запрещалось выкрашивать ее в черный цвет. Кроме того, сообщается, что он порицал мужчин с растрепанными волосами и бородой и просил привести их себя в порядок.

Источник: MuslimMatters.org

Исламские правоведы на основе слов и действий Пророка и его сподвижников выдвинули разные мнения по поводу отращивания бороды. Большинство из них посчитали это признаком мусульманства и религиозной заповедью, а ее бритье запрещенным. В ханафитском мазхабе это считается строго порицаемым. Такие ученые, как Газали, Ибн Хаджар аль-Хайсами, Шамс ад-Дин ар-Рамли и Хатиб аш-Ширбини утверждали, что бритье бороды – это не запрещенное, а порицаемое действие. Некоторые ученые позднего периода относят отращивание бороды к обычаям и традициям, которые были распространены в эпоху прихода ислама. По их мнению, если отращивать ее с целью следования Пророку (мир ему), это можно считать сунной или рекомендуемым действием, но сама по себе она не относится к вопросам религии. Как заявляют придерживающиеся этой точки зрения ученые, слова и практика Пророка (мир ему) в отношении волос, бороды и усов указывают на значение эстетичного внешнего вида, а также чистоты и опрятности.

Бородачам тут не место, или как в Средней Азии поставили вне закона растительность на лице.

Социальное значение бороды в регионах, где распространился ислам, должно быть, способствовало восприятию повеления о ее отращивании в несколько ином ключе, чем они понимали другие подобные повеления. Ведь во многих обществах она издавна считалась признаком таких положительных качеств, как мудрость, величие и достоинство. При целостной оценке высказываний и практик Пророка (мир ему), касающихся волос, бороды и т.д., можно сделать вывод, что его отношение к этим вопросам связано с тем, что он придавал особое значение сохранению идентичности мусульман, в том числе внешних ее проявлений, а также чистоте, эстетичному внешнему виду и отражению гендерных различий. Также Посланник Аллаха (мир ему) стремился сохранять прежние обычаи, которые не противоречат исламу. В этом контексте он и перенял традицию отращивания бороды. Учитывая, что сегодня среди немусульман не существует общего отношения к бороде, и есть как люди, которые отращивают ее, так и те, кто бреется, можно утверждать, что это стало вопросом общественного вкуса и личных предпочтений.

Источник: The Muslim Vibe

Исламосфера


Исмаил Ялчын – турецкий ученый, профессор факультета богословия Университета Сельчук в Конье.

Комментарии