Были ли каникулы в медресе?
Были ли каникулы в медресе в прошлых веках? Сколько дней в неделю учились ученики этих медресе? Что делали преподаватели в пятницу? – задается вопросами Мустафа Незихи.
Ответы на эти вопросы мы попытались найти в труде американского ученого Джорджа Макдизи (1920-2002) «Высшее образование в Средние века».
Фатима аль-Фихри – основательница первого в мире университета.
Как ясно следует из этого труда, уроки не проводились по вторникам и пятницам. Кажется, эти два дня во всем исламском мире были признаны выходными. Но последнее слово оставалось за учителем. Были ученые, которые проводили уроки всегда, даже в три дня после Курбан-байрама, считающиеся праздничными. Например, Камал ад-дин ибн Замлакани (ум. 1327 г.). Такой подход к обучению не вызывал особые протесты, ибо в культуре того времени с ее акцентом на значении получения знаний каникулы воспринимались как трата времени впустую.
Подобно тому, как были учителя, которые проводили уроки даже в праздники, были и те, кто вел себя и противоположным образом. Так аль-Муаммари, живший в X веке, проводил уроки только по четвергам.
Традиция медресе и библиотек в Индии.
Хотя в пятницу в медресе и других учебных заведениях не было уроков, преподавшие в них ученые не предавались отдыху. Этот день, считающийся в исламе благословенным, они проводили в диспутах, обсуждении религиозных вопросов, проповедях и вынесении фетв. Например, Имам Шафии посвящал свою пятницу проведению диспутов, а Абу Йала ибн аль-Фарра и Абу Хасан ибн аз-Загуни – обсуждению религиозных вопросов и проповедям.
Влиял ли на порядок обучения месяц Рамадан? Этот месяц в одной из фетв назван «шахру аль-биталя», т.е. месяц каникул. В другой же фетве «периодом каникул, ставших традицией» именуются три священных месяца – Раджаб, Ша’бан, Рамадан.
Исламосфера