Cакс Африди и научно-фантастический суфизм

Американо-пакистанский художник Сакс Африди называет жанр, в котором работает, «научно-фантастическим суфизмом».


Сакс Африди родился в 1975 году в городе Пешавар в Пакистане. После переехал в Америку, где изучал рекламу в Академии искусства, а затем – скульптуру в Лиге студентов-искусствоведов Нью-Йорка. Таким образом, в искусство он пришел, имея опыт работы в рекламе. Возможно, это повлияло на его творчество в том отношении, что Сакс Африди занимается самыми разными областями – от ковров и скульптуры до цифровых картин и дизайна обуви. Таким образом, его можно назвать мультидисциплинарным художником. Но что объединяет его творчество – это совершенно особый стиль. Он создает футуристическое искусство, вдохновленное древней культурой Южной Азии и Ближнего Востока. Сакс Африди говорит: «Мои работы существуют в жанре, который я называю «научно-фантастический суфизм». В нем рассказывается об открытии галактик и миров внутри себя. Я пытаюсь визуализировать этот поиск, соединяя мистицизм и повествование. Я создаю арт-объекты в различных средах и черпаю вдохновение в суфийской поэзии, южноазиатском фольклоре, исламской мифологии, научной фантастике, архитектуре и каллиграфии».

Источник: Сакс Африди

Например, его серия «Плетенные порталы» (Woven Portals) представляет собой коллекцию из 100 цифровых картин, «сочетающих навигационные интерфейсы космических кораблей с бесконечной геометрией персидских ковров». В рисунки также включены инженерные схемы, астрологические сетки и каллиграфия на арабском и урду. Художник обработал все эти элементы на компьютере, результатом чего стали абстрактные формы, обладающие собственным уникальным характером.

Источник: Сакс Африди

Лейтмотивом серии «Космическая мечеть» (Space Mosque) является истории о том, что в небе над Карачи завис неизвестный космический Корабль, который описывали по-разному, но некоторым он напоминал футуристическую мечеть. Корабль отвечал на молитвы людей, исполняя их, а потом неожиданно исчез. Сакс Африди, основываясь на этой истории, создал изображения этого звездолета и некоторых артефактов, якобы полученных с него. Согласно его описаниям, энергией для Корабля служили молитвы специально для этого созданных роботизированных существ.

Источник: Сакс Африди

Немало места в творчестве Сакса Африди занимают ковры. Он создал несколько серий этих изделий. Например, в серии «Пространственно-временной континуум» мы видим молитвенные коврики, как будто проваливающиеся в другое измерение, в «Гравитации» – ковры, рисунки которых словно бы обрушились под действием силы тяжести, а в «Insider Outsider» – изделия, в которых традиционные мотивы дополняются изображениями НЛО.

«Пространственно-временной континуум» / Источник: Сакс Африди

«Гравитация» / Источник: Сакс Африди

«Insider Outsider» / Источник: Сакс Африди

Работа под названием «Где-то в Америке» на первый взгляд кажется изображением раскрытого Корана. Но в действительности, изображенный текст представляет собой транслитерацию с английского на арабский отрывков песни американского рэпера Jay-Z «Где-то в Америке». Художник заявляет, что таким образом он критикует слепую веру, когда люди заучивают Коран, но понятие не имеют о том, о чем в нем говорится.

«Где-то в Америке» / Источник: Сакс Африди

Сакс Африди участвовал в многочисленных выставках в Америке, Европе и Ближнем Востоке и является обладателем премий «Золотой Каннский лев» и премии Организации Объединенных Наций «За мир и взаимопонимание».

Исламосфера


Источник:

https://www.saksafridi.com

Комментарии