Церемония опоясывания султана мечом – одна из самых торжественных у османов

Если в Европе при вступлении монарха на престол проводилась церемонии коронации, то в Османской империи султана опоясывали мечом, сообщает Fikriyat.


Церемония опоясывания мечом именовалась «таклид-и сайф» или «такаллюд-и шамшир». Хотя нет сведений о дате возникновения этой традиции, известно, что Посланник Аллаха (мир ему) в битвах опоясывался мечом. То же самое делали и некоторые сахабы. При завоевании Хайбара Посланник Аллаха (мир ему) надел на Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) кольчугу и опоясал его мечом.

Мечом опоясывались и аббасидские халифы. Это оружие было символом власти. Также выражая свое благоволение, аббасидские халифы опоясывали своих приближенных мечом и дарили им халат. Известно, что такая церемония проходила у сельджукских султанов Тугрул-бека и Масуда I.

Зачинателем этой традиции у турок является султан Баязид I Молниеносный. Но впервые опоясывание мечом в качестве аналога церемонии вступления на престол провел в 1421 г. султан Мурад II.

Какие должности существовали при дворцах мусульманских правителей?

Опоясывание султана мечом стало одной из самых торжественных церемоний у османов. Оно состояло из двух частей. Первая включала торжественное шествие султана в сопровождении военных отрядов и придворных к месту проведения церемонии, а вторая – собственно само опоясывание.

В день церемонии ко дворцу стекались приглашенные лица в официальных одеяниях. По обе стороны дороги, по которой следовал султан, выстраивались военные подразделения «государевых рабов» (капыкулу) – артиллеристы, янычары и другие.

После того, как султан совершал утренний намаз, ему сообщали о готовности к проведению церемонии. В сопровождении придворных правитель выезжал из Ворот Счастья дворца Топкапы, посещал гробницу султана Мехмета II, завоевателя Стамбула, а затем направлялся к месту проведения церемонии – гробнице сахаба Абу Айюба аль-Ансари, павшего при осаде Константинополя в 674-678 г. При этой гробнице была построена мечеть Эйюп Султан, куда и прибывал султан. В некоторых случаях султан следовал не по суше, а по морю. В таком случае он выезжал из Ворот Завесы дворца Харем-и Хамаюна (дворца, где располагался гарем), верхом достигал дворца Синана-паши, а после на судне отправлялся в мечеть Эйюп Султан.

15 моментов, отражающих изысканную культуру Османской империи.

Во время шествия султана особые лица, которых называли «бучукчу», разбрасывали монеты, отчеканенные в честь нового правителя. На пути султан останавливался в особняке, где для него с вечера была приготовлена еда. Отведав пищу, он снова садился на коня и держал путь к гробнице, где его ждал высшее религиозное лицо Османской империи – Шейх-уль-ислам, который возносил молитву (дуа). Султан совершал намаз в два ракаата и, завершив его, с почтением целовал меч, а затем специально назначенное лицо опоясывало его этим оружием. По завершении церемонии совершали жертвоприношение и раздавали милостыню бедным.

Для опоясывания султана использовались мечи, принадлежаышие Посланнику Аллаха (мир ему), Умару (да будет доволен им Аллах), сахабу Халиду ибн Валиду (да будет доволен им Аллах), султанам Осману Гази и Явузу Селиму.

В качестве лица, опоясывавшего султана мечом, в разное время выступали потомки Пророка (мир ему), шейх-уль-ислам или потомки Мевляны Джалаледдина Руми.

По окончании церемонии султан возвращался по дворец. При этом если на церемонию он прибывал по суше, то возвращался с нее по морю, а если прибывал по морю, то возвращался по суше, обязательно при этом посещая гробницу султана Мехмета II Завоевателя.

Спортивные текке Османской империи – центры тренировки и обучения воинов.

Ottoman Imperial Archives on Twitter:

Источник: twitter.com

При следовании на церемонию по суше или возвращению с нее существовала еще одна традиция. Он останавливался возле Эски Одалар (янычарских казарм) у мечети Шехзаде, где одабаши (офицер, исполнявший церемониальные обязанности у янычар) преподносил ему чашу с шербетом. Султан должен был выпить ее, наполнить золотом и вернуть одабаши. После этого одабаши приносил в жертву трех животных.

Также во время возвращения султана во дворец люди могли вручить ему свои прошения. Таким образом простые люди получали возможность обратится к нему.

По мнению профессора Халила Иналджыка церемония несла в себе и сакральный смысл. Вступив на престол, султан принимал во дворце присягу у своих приближенных и государственных лиц, а у гробницы Абу Айюба аль-Ансари, опоясываясь мечом, он сам давал присягу «ахль валайат», т.е. святым угодникам. Пройдя эту церемонию, султан принимал на себя обязанность ведения священных войн и аманат святости, заслужив, таким образом, право на осуществление власти.

Тадж – корона дервишей.

Исламосфера

Комментарии