Чалештар и его традиционные замки

Согласно историческим свидетельствам, навесные замки изготавливались в иранском городе Чалештар на протяжении веков.


Изготовление замков имеет давнюю историю в Иране. Одно из самых древних изделий такого рода, датируемое XIII в до н.э., было обнаружено при раскопках в Чога-Занбиле – древнем городе и храмовом комплексе государства Элам. Это исторический памятник находится в провинции Хузестан современного Ирана и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как сообщает энциклопедия Iranica, замок состоял из засова и тумблера и, вероятно, использовался на деревянной двери.

На протяжении всего исламского периода в Иране изготавливались замки всех форм и размеров. В первые века после появления в регионе ислама они сохраняли характерные черты изделий эпохи Сасанидов.

С приходом к власти династии Сефевидов (1501-1722) произошла серьезная эволюция в изготовлении замков. Любовь Сефевидов к стальному оружию и изделиям из железа побудила слесарей использовать для изготовления замков и этот металл, хотя раньше они ограничивались бронзой и латунью.

Искусство сундука для приданого.

Источник: tehrantimes.com

До недавнего времени на каждом базаре был сектор слесарей (базар-е гофльсазан), но импорт замков промышленного производства с Запада вытеснил ремесленников с городских базаров. Однако в деревнях это искусство еще встречалось вплоть до 1970-х годов.

Несмотря на все это, изготовление традиционных замков сохраняется в Чалештаре – небольшом городе на юго-западе Ирана, располагающемся в окрестностях Шахре-Корд в провинции Чехармехаль и Бахтиярия. Здесь производят замки для декоративных и ритуальных целей.

Традиционно в Чехармехале и Бахтиярии навесные замки использовались для защиты таких предметов, как седельные сумки или намакдан (разновидность сумок ручной работы), запирания мулов и т.п. Но помимо практического применения было распространено  применение висячих замков в качестве талисманов.

Среди местных жителей распространены убеждения, что если человек повесит на какую-то святыню висячий замок, то его молитвы будут услышаны. Иногда такие замки вешали в благодарность за услышанную молитву. В некоторых случаях богатые люди, в частности, правители заказывали специальные ритуальные замки, украшенные именами Аллаха и святых имамов. Одним из примеров является висячий замок для двери Каабы, который изготовил Хаджи Абдольваххаб Рияхи Чалештари.

Каср аль-Ахлям – дворец мечты на ливанских холмах.

Источник: visitiran.ir

Такие изделия также играли важную роль в народных верованиях. Беременные женщины надеялись предотвратить выкидыш, нося маленький замок на шнурке вокруг талии. На замки возлагали и другие функции самого разного порядка – от защиты ребенка от сглаза до «запирания» языка врагов.

Типичный навесной замок Чалештара имеет довольно сложное строение и состоит из 13 частей, которые называются тупе (корпус), до-пайе (пара ножек), дасте (ручка), мих (гвоздь), тахе-гофль (основание), таблак (барабанчик), дари, фанар (пружина), забане (язычок), марпич (пружина), шайба, масуре и даре-масуре. Все эти детали изготавливаются вручную. К каждому изделию изготавливается уникальный ключ, который не подходит ни для какого другого замка. Материалом для замков служат обычно медь, железо, латунь и чугун.

Ритуальные и декоративные замки часто бывают красиво украшены и могут иметь самые разные формы. Часто их делают в виде каких-то животных. Вместе с тем, вдохновением для замка может послужить что угодно – сосуды, колыбель, кашкуль (чаша для подаяний, с которой ходили дервиши), чемодан, фонарь, а также всевозможные геометрические фигуры. Также ритуальные и декоративные замки делали из серебра и украшали разными надписями-талисманами.

Резные двери Занзибара рассказывают о владельце дома.

Источник: visitiran.ir

Источник: visitiran.ir

Источник: visitiran.ir

Источник: visitiran.ir

Исламосфера

Комментарии