Что несут с собой исламским финансам мусульманские миллениалы?
Со временем на сцену выходит новая порода молодых потребителей, поколение с установками, поведением, предпочтениями и привычками расходования средств, значительно отличающими их от их предшественников. Нынешнее время – это эпоха миллениалов, и мусульманский мир не является исключением.
Миллениалы – это новая демографическая категория, обозначающая поколение, следующее после поколения X, которое было более потребительской и независимой возрастной когортой с тенденциями к предпринимательству. В свою очередь, миллениалы, родившиеся в период с начала 1980-х до начала 2000-х годов, в настоящее время расхлебывают результаты экономических потрясений и ставят старые, статичные бизнес-экосистемы с ног на голову, в финансах и во многих других экономических секторах, что происходит и в мусульманском мире.
Как правило, миллениалы характеризуются различными характеристиками в зависимости от социально-экономических условий в стране их воспитания. В мусульманском мире Арабская весна и другие события, а также Глобальная рецессия, которая началась в 2007 году, а затем и падение цен на нефть, оказали значительное влияние на это поколение. Это частично привело к коренным изменениям в их образе жизни и политических убеждениях, изменило социальную сплоченность в молодежной среде, а также привело к росту безработицы, что заставило социальных исследователей предположить, что часть этого поколения понесла возможный долгосрочный экономический и социальный ущерб.
Однако благодаря новым возможностям в цифровой экономике в последнее время условия для милленариев улучшились. Что касается региона Совета сотрудничества стран Персидского залива, исследование, проведенное фирмой Visa, показало, что миллениалы составляют самый быстрорастущий потребительский сегмент в регионе, поскольку они улучшают свою трудовую жизнь, в частности, в ОАЭ и Саудовской Аравии. По оценкам Visa, к 2019 году миллениалы в ОАЭ будут получать средний доход в размере 40 000 долларов США в год, что, естественно, делает их важным сегментом клиентов для банков.
Тем не менее, миллениалы, как правило, разбираются в цифровых технологиях и том, что принесли с собой новые средства массовой информации, особенно коллективном потреблении, противопоставляемом цели обладания дорогими вещами, такими как автомобили или дома, главным образом в результате того, что их поколение маргинализировано и столкнулось с неопределенностью условий труда в первые годы взрослой жизни. Они также говорят, что имеют более либеральный подход к экономике, что означает, что они, как правило, не лояльны брендам, а скорее ищут более выгодные варианты, независимо от имиджа продукта, а при управлении своими финансами они также не склонны иметь дело только с одним инвестиционным консультантом или каким-то одним определенным банком, как это делали их родители.
Что все это значит для исламских финансов?
«Потребительские инсайты о мусульманских миллениалах и их отношении к исламским финансам» компании Thomson Reuter, одно из немногих исследований по этому вопросу на сегодняшний день, представленное в рамках их доклада о состоянии глобальной исламской экономики в 2017 году, ищет ответ на этот вопрос.
“Роль миллениалов в развитии исламской экономики имеет решающее значение, учитывая молодую глобальную демографию мусульман”,- говорится в исследовании, авторы которого добавляют: “мусульмане являются самыми молодыми из всех основных религиозных групп во всем мире с медианным возрастом 23 годп, на семь лет моложе медианного возраста немусульман.”
Для исламского финансового сектора важно понимать особенности и потребительские предпочтения миллениалов.
“Мусульманская молодежь, как правило, стремится определить свою собственную идентичность, например, с помощью таких терминов, как «мипстеры» (мусульманские хипстеры),’ ‘GUMmies’ (англ. Global Urban Muslim consumers – глобальные городские мусульманские потребители) и другие”, говорится в докладе.
Это означает, что мусульманские миллениалы также действительно определяют свои потребности в исламских финансах, как они это делают в халяльных путешествиях, еде, средствах массовой информации, моде и всех других вещах, которые составляют исламскую экономику, и они все чаще требуют к себе внимания со стороны основных игроков. Их выбор продуктов как нарождающегося крупного потребительского сегмента также настроен на разработку продуктов и продвижение инновационных решений в исламском финансировании на долгие годы вперед.
Thomson Reuters провел большой анализ данных на основе анализа данных в социальных сетях о том, как мусульманские миллениалы взаимодействуют с различными секторами исламской экономики, включая исламские финансы.
Наиболее активных мусульманских миллениалов можно встретить в Индонезии, Малайзии и Пакистане, за ними следуют США, Филиппины и Индия. Малайзия возглавила рейтинг в исламских финансах, с 71% миллениалами, связанными с этим сегментом, опередив Индонезию и Пакистан. В целом, наиболее активными секторами исламской экономики, в которых взаимодействуют мусульманские миллениалы, были исламские финансы, за которыми следовали халяльная мода, халяльные СМИ и отдых, халяльная еда и халяльные путешествия.
Исламской финансовой индустрии нужно срочно начать прислушиваться, скорее всего потому, что “эмоциональный анализ” взаимодействий мусульманской молодежи в социальных сетях выявил, что 37% из них не видит в исламском финансовом секторе “негатив” и лишь 26% настроены “положительно”, и этим можно объяснить неудачи многих исламских банков с высокими технологическими стандартами, на которые рассчитывает мусульманская молодежь при взаимодействии с банком, например многофункциональные банковские приложения, переводы со смартфонов, легкие, быстрые и недорогие цифровая денежные переводы, моментальные платежи, а также авторитетное и активное присутствие банков в социальных сетях.
Поскольку миллениалы внедряют подрывные технологии в каждом уголке своей жизни, неудивительно, что многие из них предпочитают цифровые, технологические решения, когда дело доходит до их инвестиций, например, крауд-инвестирование, одноранговое кредитование и другие общие инвестиционные решения. Но на данный момент все еще существует большой недостаток онлайн-инвестиционных решений, не говоря уже об оцифрованных платформах управления финансами для мусульманских миллениалов, которые отражали бы их убеждения в отношении исламской этики и социальной ответственности.
Для исламских банков это означает, что отстающие в плане внедрения цифровых технологий будут нести основную тяжесть этого развития и, скорее всего, проиграют в этом очень важном сегменте клиентов, который в будущем не собирается заходить в кирпичный филиал банка, если только в этом не будет абсолютной необходимости.
Арно Мейербрюггер / Gulf Times