Что привело Имама Газали в суфизм?

Своим «Воскрешением наук о вере» Имам Газали спустя века продолжает наставлять мусульман. Этот его труд давно стал одним из инструментов традиционного ислама. Но кроме этого, широкую известность получили и другие его книги. В одной из них, носящей название «Избавляющий от заблуждений» («Мункиз мин ад-даляль»), великий ученый объясняет, почему из всех направлений исламской мысли он выбрал суфизм, пишет Ахмед Садреддин.


В «Избавляющем от заблуждений» Имам Газали рассказывает о своей интеллектуальной и духовной эволюции. Кроме того, он дает оценку тех направлений исламской мысли, которые существовали в его время. Великий ученый пишет, что, находясь в поисках истины, он впал в сомнения по поводу правдивости знаний, основанных на чувствах и разуме. Как пишет автор, в этот период, который он сам называет временем болезни, ему удалось спастись только по милости Аллаха, который ниспослал свет в его сердце.

Самой интересной частью книги «Избавляющий от заблуждений» является та, в которой Имам Газали рассказывает, что привело его в суфизм. Он пишет, что выяснив ошибки и опасности путей, которым следуют ученые каляма, батиниты и философы, истину он нашел в пути тасаввуфа.

Что же привлекло его в тасаввуф? Имам пишет, что для суфиев конечной целью знаний является воспитание низменной души (нафс) человека, избавление от дурных черт характера и качеств, а также очищение сердца от всего иного, кроме Аллаха, украшение души поминанием (зикр) Аллаха.

Харуние – древний памятник и место упокоения Имама аль-Газали.

Источник: poulwebb.blogspot.com

Последователи тасаввуфа не являются «людьми слова» – «ахль каль», т.е. об их пути нельзя рассказать на словах. Они «люди состояния» – «ахль халь», т.е. этот путь можно понять только самому пережив его. «Состояние» (халь) можно обрести только искренне исполняя все повеления ислама. По словам Имама Газали, по этой причине у него и не было иного выбора, кроме как вступить на путь тасаввуфа.

Он прочитал труды великих ученых тасаввуфа. Кроме того, познакомился с Али аль-Фармади – халифом шейха Абдулькарима аль-Кушайри. После этого, он занялся практикой – следуя путем «вкушения» (заук) и «состояний» (халь). Десять лет Имам Газали провел в уединении. Он пришел к выводу, что образ жизни суфиев и является тем, с которого следует брать пример, их путь – лучший из путей, их нрав (ахлак) – лучший из нравов, как их облик (захир), так и внутренний мир (батын) освещается светильником пророчества, истина и качества пророков посредством этого светильника проявляются в суфиях. В главе, посвященной качествам суфиев, Имам Газали пишет, что и он сам испытал «состояния» (халь) путников этого пути и обрел тот духовный опыт, который получают они.

Шеб-и Арус в Конье: празднование смерти как воссоединения с Творцом.

Великий ученый закончил свой труд «Избавляющий от заблуждений» за три года до того, как покинул этот мир. Со временем появились высказывания о том, что все описанное им в этом труде является выдумкой. Между тем, «Избавляющий от заблуждений» показывает нам путь, как можно достичь «познания Аллаха» (ма’рифатуллах) и такого уровня сознания, чтобы совершать служение Всевышнему искренне.

Поэтому мы рекомендуем всем ознакомиться с этим трудом, в котором из первых уст можно узнать о духовных исканиях и эволюции взглядов одного из величайших исламских ученых.

Суфийский певец из Египта собирает толпы народа.

Исламосфера

Комментарии