Что такое истанбулин и кто его носил
Истанбулин, турецкая разновидность редингота, был одеждой, отражавшей дух целой эпохи, пишет сайт Fikriyat.
Название этого наряда происходит от турецкого названия Стамбула – İstanbul. Он представлял собой длинный мужской закрытый сюртук с воротником-стойкой, который носили с эпохи Танзимата до эпохи первой Конституции.
Как одевались в Османской империи?
Во времена султана Абдул-Меджида I (1823-1861) чиновников обязали одеваться по-европейски. Но так как многие из них были людьми в возрасте, то не могли привыкнуть к рединготу, который следовало носить с галстуком и накрахмаленной рубашкой. Тогда стамбульские портные придумали истанбулин – пиджак длиной до колен с пуговицами до верха, с которым можно было обходиться без рубашки.
Истанбулины стали официальной одеждой гражданских чиновников, а позже распространились и среди других категорий населения. Их носили как для демонстрации статуса, так и для выражения своей политической позиции. Истанбулин стал одеждой, выражающей дух эпохи, а в литературе использовался для описания соответствующих типажей.
Аба – традиционная одежда мусульманских народов.
Истанбулин продолжали носить и в последующие эпохи. В международной прессе он часто упоминался как одежда столицы. Французский журнал Le Pays, например, описывая встречу глав государств на переговорах между Османской империей и Черногорией, писал, что Абдул-Хамид II (1842-1918) выглядел просто и элегантно в шинели, надетой поверх черного истанбулина.
Для французской легитимистской газеты La Liberté, обеспокоенной сближением Германии и Османской империи, истанбулин стал поводом высмеять германского императора. В 1915 году она писала: «Как мы слышали, в Германии сейчас модно все турецкое – турецкая кухня, турецкий кофе. В школах учат турецкий язык. А император заказал истанбулин с золотой вышивкой».
Под защитой Корана: рубашки-обереги исламского мира.
В книге «Особняк в аренду» турецкого писателя Якупа Кадри Караосманоглу истанбулин представлен как социальный, политический и культурный символ своего времени. Автор, сравнивая его с рединготом, который получил распространение при Абдул-Хамиде II, пишет: «Стамбул пережил две эпохи: одна – эпоха истанбулина, вторая – эпоха редингота… Турки никогда не были такими элегантными, опрятными и вежливыми, как в эпоху истанбулина. Самое выдающееся достижение эпохи Танзимата – это образ эфенди из Стамбула в этом сюртуке. Такой наряд показал миру новый тип людей, а турки впервые предстали в нем совершенно новой нацией между дикой Азией и суровой Европой».
Исламосфера