Чума и поэзия: как писали о болезни мусульманские авторы прошлого

Нынешняя вспышка коронавируса пробудила воспоминания о предыдущих пандемиях, пишет Мустафа Абу Снейнех.


Чума, пандемия и мор были в центре внимания писателей, историков и поэтов, начиная от средневекового “Декамерона” Джованни Боккаччо и “Дневника чумного года” Даниэля Дефо и заканчивая недавней “Слепотой” Нобелевского лауреата Жозе Сарамаго.

Особенно это касается Ближнего Востока и в Северной Африки, где существует многовековая традиция писать о болезнях и медицине.

Одна из самых известных работ – “Чума”, написанная франко-алжирским писателем Альбером Камю. Действие романа, опубликованного в 1947 г., происходит в алжирском городе Оран и основано на эпидемии холеры, охватившей город в 1849 г. (Камю предпочел поместить свой роман в современную эпоху).

В том же году Назик аль-Малайка написала рассказ о холере в Каире. Тысячу лет назад Ибн аль-Варди в своей оде выступил против чумы, но через два дня сам умер от этой болезни.

Однако связанные с эпидемией работы из этого региона не относятся лишь к жанру фикшн, а также включают гигиенические руководства, книги путешествий и хадисы.

Работы писателя 9-го века Ибн Аби ад-Дуньи, а также более поздние работы Ибн Хаджара аль-Аскалани давали указания о том, как бороться с болезнями.

В 1947 г. тема холеры преобладала в египетских СМИ / Источник: middleeasteye.net

1947 год: холера в Египте

“Холера”, написанная иракской поэтессой Назик аль-Малайкой (1923-2007), изображает смерть, горе и агонию, которые потрясли Египет в последние месяцы 1947 года.

Эта вспышка, которая сильно ударила по стране, считается одним из самых крупных случаев заболевания в Египте в 20 веке. От нее умерло 10 276 человек, а общее количество заболевших было 20 805 человек. В этот период Египет был отрезан от остального мира на фоне ограничений на поездки.

Хотя происхождение инфекции точно не было установлено, многие египтяне верили, что ее распространили английские солдаты, возвращавшиеся из Индии (в Египте в конце 1940-х гг. было большое количество британских гарнизонов).

Аль-Малайка вызывает в воображении яркие образы экипажей, перевозящих мертвые тела, и тишины, которая обрушилась на египетские улицы; она также использует разговорные фразы для обозначения болезни, такие как “аль-шота” и “аль-хейда”, которые переводятся как “скорая” и “быстрая”.

Ее стиль был высоко оценен критиками, будучи новаторским в использовании свободного стиха, а не традиционной арабской оды, имевшей 1500-летнюю историю.

Уже рассвело.

Прислушайтесь к шагам прохожего,

В тишине рассвета.

Послушайте, посмотрите на траурные процессии,

Десять, двадцать, нет … бесчисленное множество.

Повсюду лежат оплаканные трупы

Без надгробной речи и минуты молчания.

Человечество протестует против преступлений смерти.

Холера – это месть смерти.

Даже могильщик не выдержал,

Муэдзин мертв,

А кто будет восхвалять мертвых?

О Египет, мое сердце разрывается от разрушительных сил смерти.

На чуму возложили ответственность за обострение напряженности между Сфаксом и Венецией: здесь войска под командованием Анджело Эмо бомбардируют тунисский порт/ Источник: middleeasteye.net

1784 год: чума в Северной Африке

Популярное описание пандемий было сосредоточено на таких вспышках, как средневековая Черная смерть или вспышка гриппа в 1917-1920 годах, которая ошибочно обозначается как “испанский грипп” или “испанка”. Но были и локальные эпидемии.

Книга “Десять лет при дворе Триполи” была написана некоей “мисс Талли”, невесткой Ричарда Талли, британского консула в Триполи, в конце 18 века.

Портовый город в современной Ливии был поражен чумой в 1785 году. Талли пишет о том, как сжигание соломы использовалось в домах в качестве фумигации:

Друга впускают только в обитую циновками комнату, где он уединяется в дальнем конце комнаты на соломенном стуле. Теперь никаких дел не совершается, но между человеком, впущенным в дом, и тем, с кем он разговаривает, постоянно горит солома”.

Но такая же тяжелая ситуация сложилась и в Тунисе. 29 апреля 1785 года Талли писала:

За последние несколько недель несколько курьеров пересекли пустыню от Туниса до этого города, распространяя чуму на своем пути; и поэтому страна вокруг нас повсюду заражена”.

Чума достигла тунисского города Сфакс в 1784 году и должно быть убила приблизительно 15 000 человек, это в портовом городе с населением 30 000 человек, что вдвое больше, чем в Триполи.

Ранее Сфакс был поражен чумой в 1622 году и снова в 1688 году, но вспышка почти столетие спустя была еще более смертельной, уничтожив большую часть правящего класса, включая чиновников, политиков, юристов и поэтов.

Это началось, когда морские купцы прибыли после спасения от чумы в Александрии. Им было отказано во въезде в Сфакс, но некоторым морякам удалось нарушить приказ.

Карта мира XIV века работы Ибн аль-Варди / Источник: Библиотека Конгресса

1349 год: мор в Сирии

Ибн аль-Варди (1292-1349), сирийский историк, родился в Маарат ан-Нумане. Он писал о Черной смерти, которая пронеслась по всему миру в середине XIV века, от Азии до Ближнего Востока, а затем попала в Европу.

Аль-Варди жил в Алеппо, которого чума достигла в 1349 году, опустошив город за 15 лет и унося иногда около 1000 жизней каждый день. Его эссе, посвященное чуме, представляет собой исторический отчет о ее влиянии на Левант.

Чума началась в стране тьмы. Китай от этого не спасся. Чума поразила индийцев в Индии, Синде, Персии и Крыму. Чума уничтожила человечество в Каире. Это остановило все движение в Александрии.

Затем чума перекинулась на Верхний Египет. Чума напала на Газу, захватила Сидон и Бейрут. Затем она направила свои стрелы на Дамаск. Там чума сидела, как лев на троне, и раскачивалась с силой, ежедневно убивая тысячу или больше и уничтожая население.

О Боже, она действует по Твоему приказу. Сними это с нас. Это происходит там, где Ты хочешь; удержи чуму от нас”.

Аль-Варди также написал стихотворение о пандемии:

Меня не пугает Черная смерть как других –

Это всего лишь мученичество или победа.

Если я умру, то отдохну от противоборства,

А если я выживу, то мои глаза и уши заживут.

Он умер через два дня от Черной смерти, которая вызывала воспаление желез на шее, в подмышках и паху.

Мечеть Аль-Азхар в Каире: строительство началось вскоре после того, как в городе жил иракско-сирийский поэт Аль-Мутаннаби / Источник: middleeasteye.net

10 век: лихорадка в Египте

“Ночной гость”, ода иракско-сирийского поэта Аль-Мутаннаби (915-965) лихорадке, считается одним из шедевров классической арабской поэзии.

Ахмед бен аль-Хусейн аль-Кинди родился в Куфе (Ирак) и имел прозвище Аль-Мутаннаби, что переводится как “выдающий себя за пророка”. Он ревностно относился к поэзии и полагался в своем вдохновении на чувства и переживания, а не на простые абстракции.

В “Ночном госте” лихорадка изображается как застенчивый любовник, пробирающийся в постель Мутаннаби после наступления темноты. Читатель может интуитивно почувствовать и увидеть этого непрошеного гостя, поскольку в лихорадке жертва бредит и покрывается потом.

Мутаннаби был в состоянии стресса, когда писал поэму в Египте, только что поссорившись с лучшим другом Сайфом ад-Дауля, правителем Алеппо. Он был убит разбойниками в 965 г. во время путешествия из Ахваза в Иран. Его влияние в то время было так велико, что известие о его смерти разнеслось подобно грому по всему мусульманскому миру.

Аббасидский халиф Аль-Мамун (слева), правивший в первые годы жизни Ад-Дуньи, был убежденным сторонником учености (рукопись 12-13 века) / Источник: Национальная библиотека Мадрида

9 век: руководство из Ирака

Одним из первых ученых, написавших книгу о Черной смерти, был Ибн Аби ад-Дунья (823-894) из Ирака. Он известен тем, что был учителем аббасидских халифов.

В первые века истории ислама о чуме мало писали: до IX века ни один серьезный ученый не посвятил этой теме ни одной книги и не предложил мер, чтобы избежать заражения.

Ибн Аби ад-Дунья был первым, кто изменил эту ситуацию. То, что он имел доступ к самым могущественным правителям того времени, означало, что его слово имело вес.

В “Книгу эпидемий” он включил хадис о лихорадке:

Посланник Аллаха (САВ) вошел в дом Умм-Саиб и спросил: “Что с тобой, о Умм-Саиб? Ты вся дрожишь”. Она ответила: “Это лихорадка. Чтоб ей не было благословения от Аллаха”. Пророк сказал: “Не проклинай лихорадку. Воистину, она удаляет грехи детей Адама, подобно тому как печь удаляет грязь с железа”».

В его “Книге болезней и искупления” приводятся примеры того, как люди, включая Пророка Мухаммада (САВ), лечились от болезней в первые дни Ислама.

Его книга “Подношение милостыни в благодати чумы” была одним из самых популярных произведений о Черной смерти, которая только что охватила Восточное полушарие.

Копия Корана, датируемая концом 7-го века / Источник: Музей исламского искусства в Катаре

639 год: хадисы в Палестине

Палестинская деревня Эммаус находится между Иерусалимом и Рамлей. В 639 году она была поражена чумой, которая распространилась по Леванту и унесла жизни многих сподвижников Пророка Мухаммада (САВ).

Около 25 000 человек погибло во время эпидемии чумы в Эммаусе, в том числе сподвижники Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Муад ибн Джабаль, Шурахбиль ибн Хасана. В результате мусульманские ученые начали писать о том, что такое чума, о шагах, которые должны предпринять жители, о правильном питании, о личной гигиене и о том, как переезжать из города в город.

Один из широко цитируемых хадисов Пророка Мухаммада (САВ) в книгах о чуме, советует:

Если вы услышите, что в какой-либо местности разразилась эпидемия, то не идите в эту местность. А если она разразится в том месте, где вы находитесь, то не покидайте ее”.

Еще один хадис гласил:

Не следует больного помещать со здоровым”.

Изоляция и пребывание дома: сейчас это так же актуально, как и 1400 лет назад.

Исламосфера

Комментарии