Дастан – эпос тюркских народов

Как и у всех народов, первыми образцами литературы у тюрок были эпосы – дастаны.


В литературной традиции тюркских народов термин «дастан» использовался и используется более чем для одной стихотворной формы и одного жанра. В целом, в народной литературе и литературе ашиков (странствующих певцов) так называются стихотворные произведения, передающие отдельные социальные, исторические, трагические или юмористические события. В них описываются сотворение Вселенной, появление и развитие человечества и разных народов, их борьба за выживание, а также причины различных событий и явлений. Традиционно они исполнялись нараспев.

Дастаны, являющиеся началом всей мировой литературы, представляют собой длинные стихотворные повествования о герое или событии, оставившем след в истории народа, обогащенные общими символами в народном воображении. Они не всегда точно передают исторические факты. В них события и герои идеализируются в соответствии с желаниями, ожиданиями, истинами и ценностями коллективного сознания. Дастаны отражают национальную самобытность, качества, мировоззрение, воспоминания и ожидания создавших их людей, но также их недостатки и ошибки. Храбрость, сила, верховая езда, воинское искусство, готовность помогать другим, а также умение держать свое слово, снисходительность к слабым и побежденным являются общими ценностями, выраженными в тюркских дастанах. Они охватывают такие темы, как создание Вселенной, людей, женщин и мужчин, зарождение тюркских народов, становление, развитие, крах, победы и поражения различных тюркских государств.

Среди древних тюркских дастанов нет ни одного, дошедшего до наших дней в полном объеме, за исключением эпоса «Манас». Однако сохранились их фрагменты, приводимые в китайских, персидских, монгольских и арабских источниках, в частности, в таких произведениях, как «Шахнаме» Фирдоуси, «Сборник летописей» Рашид ад-Дина, «Тарих-и джахангушай» Малика Ата Джувейни, «Мурудж аз-захаб» Масуди. Помимо них, другими важными источниками, дающими сведения о традиции дастанов, являются «Диван лугат ат-турк»  Махмуда Кашгари, «Сельджукнаме» Языджыоглу Али, «Шеджере-и тюрк» и «Шеджере-и таракима» Абульгази Бахадур-хана.

Дастаны в персидской литературе.

Статуя Манаса в Бишкеке

Статуя Манаса в Бишкеке / Источник: Buzancar/Wikipedia

Тюркские народы распространились на обширных территориях, начиная со своей первой родины, Центральной Азии. Их культура менялась, обогащаясь на различных уровнях, но сохраняла при этом общие черты, идущие от первых источников. Параллельно с этим лингвистическим и культурным развитием, вызванным исторической и географической многомерностью, тюркские эпосы становились более разнообразными.

В зависимости от охватываемых ими тем дастаны делят на разные виды:

Национальные: Это эпосы, созданные о каких-то связанных с религией, добродетелью и героизмом событиях далекого прошлого тюркских народов.

Религиозные: Этот вид дастанов появился после принятия тюрками ислама. В них тип алыпа, богатыря, воспетый в древних эпосах, был заменен типом гази, воина на пути ислама, сражающегося за «возвышение слова Божьего». Самыми известными из них являются дастаны о Баттале Гази, Сатук Богра-хане, Данишменде Гази.

Героические. Эпосы этого типа, примеры которых можно встретить как в исламский, так и доисламский период, формируются вокруг героев, которые защищают народ, возглавляют его, защищают его права, а при необходимости сражаются в одиночку.

Народные. Это эпосы, описывающие различные события и сцены, глубоко затрагивающие общество, в рамках чувств и мыслей народа и на его языке.

Эпос “Деде Коркут” включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Источник: abelbooks.ru

Древнейшим из известных тюркских эпосов являются алтайский дастан о сотворении мира. Его записал Василий Радлов, и в нем раскрываются верования тюрок о том, как появился мир. Другие известные эпосы доисламского периода – это «Дастан Алп Эр Тонга», «Дастан Шу-Сака», «Дастан Огуз Кагана», «Эргенекон», «Чингизнаме» и другие. Единственным сохранившимся в полном виде доисламским тюркским произведением такого рода является «Манас». Хотя он несет в себе глубокие следы древнейшего тюркского эпоса и мифологии, дастан имеет самостоятельную структуру и состоит из более чем 500 000 двустиший. В нем рассказывается о борьбе кыргызского народа за свободу со своими внутренними и внешними врагами – калмыками, китайцами, а иногда уйгурами и другими среднеазиатскими тюркскими народами. Содержа сведения об обычаях и верованиях кыргызов и других тюркских народов, их литературе и истории, «Манас» является ценным историческим источником.

Среди эпосов исламского периода можно отметить «Дастан Сатук Богра-хана», «Дастан Баттала Гази», «Данишменднаме», «Салтукнаме», «Дастан Кёроглу». Наряду с подвигами героев, в них рассказывается о том, как они распространяли ислам, понесенных ими на этом пути жертвах и явленных чудесах.

Традиция дастанов в какой-то мере сохраняется и сейчас. Наряду с тем, что практикуется исполнение исторических произведений такого рода, изредка можно наблюдать, как под влиянием разных событий, как счастливых, так и трагических, вроде селей и землетрясений, создаются новые эпосы. Кроме того, некоторые известные писатели и поэты пишут произведения в стиле дастана, пересказывая в них значимые исторические события современности. Например, подобные работы, посвященные эпохе становления Республики, создавались в Турции. Это такие произведения, как «Чанаккале» (1938)  и «Эпос национальной борьбы» («Millî Mücadele Destanı») (1940 г.) Халюка Нихата Пепейи,  «Эпос трех мучеников» («Üç Şehitler Destanı») (1949) и «Война за независимость» («İstiklâl Savaşı») (1951 г.) Фазыла Хюсню Дагларджи (1949 г.).

“Шахнаме”: как доисламский эпос связывал Сефевидов с героическим прошлым.

Исламосфера


­Источник:

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии