Дискуссии о Джибриле в исламской философии: реальность или образ?

В трудах по толкованию Корана и хадисов, сире (жизнеописание Пророка (мир ему)), суфизме, истории, философии часто рассматривается образ Джибриля, главного из четырех особо приближенных к Аллаху ангелов.
В исламской литературе обсуждались такие вопросы, как имена Джибриля, его качества, обязанности и т.п. Однако основные дискуссии, главным образом, были сосредоточены на его сущности, природе его появления в разных обличьях и реальности его существования. Следует все же отметить, что прийти к окончательному выводу, рассуждая об этих вопросах, не представляется возможным. Поскольку Джибриль принадлежит к сокрвенному (гайб) миру, его природа и качества непостижимы разумом.
Вопрос о том, каким образом этот ангел меняет свой облик, обсуждался и в суфизме. Как утверждали суфийские мыслители, Джибриль может принять вид любого творения, обитающего как на земле, так и на небесах. Однако его проявление в различных формах никогда не следует считать воплощением (хулюль), потому что воплощение происходит между двумя объектами, существующими отдельно. Между тем когда Джибриль приобретает материальную форму, форма, являющаяся людям, не существует отдельно от него.
“Имя есть, а самих нет”: мифические птицы мусульманской культуры.

Источник: everest.picturedent.org
Некоторые мыслители в своей трактовке сущности этого ангела впадали в крайность. Согласно объяснению турецкого суфия, философа и писателя Исмаила Фенни Эртугрула (1855-1946), которое основано на концепции «света Мухаммада» или «истины Мухаммада», Джибриль – это не что иное, как воплощение «великого духа» (рух-и азам), который есть реальность Мухаммада. Исходя из этого, откровение (вахй) пришло к Пророку (мир ему) из его собственной духовной сущности (рухания), а многочисленные встречи с Джибрилем представляли собой не проявление «сурат-и маликиййа» (ангельского облика), а «сувар-и хайалиййа» (воображаемую форму). Несомненно, эта крайняя интерпретация несовместима с исламскими текстами. В действительности она даже опасна, поскольку противоречит одной из основ веры, согласно которой ангелы являются реальными существами.
Исламские философы, такие как Фараби и Ибн Сина, утверждали, что Джибриль – это активный интеллект (акл-и фаал), десятый в ряду космических интеллектов (акл), который позволяет человеческому разуму в его потенциальном состоянии стать актуальным и производить знания. По их мнению, «сила воображения» (кувва-и мутахаййиля) пророка, находящаяся на уровне совершенства, устанавливает связь с активным интеллектом (акл-и фаал) даже в состоянии бодрствования и объясняет получаемые от него формы примерами из воспринимаемого нами мира. Активный интеллект, иногда называемый «вахиб ас-сувар» и «рух аль-куддус», состоит из отдельных форм, которые никогда не бывают материальными. Некоторые ученые, такие как Фахр ад-Дин ар-Рази и Ибн Таймия, утверждали, что философы на самом деле не верили в то, что Джибриль имеет какое-либо существование во внешнем мире.
Подобные интерпретации, представляющие Джибриля как символическое обозначение воображения Пророка (мир ему), не соответствуют аятам и хадисам. Например, в Коране говорится, что Посланник Аллаха (мир ему) видел этого ангела на «ясном горизонте», а также у Лотоса крайнего предела (Сидра аль-мунтаха). Понимание Джибриля как активного интеллекта исламскими философами является целиком и полностью навеянной философией Аристотеля и неоплатоников и основано на теории космического интеллекта, которая не имеет корней в исламе.
Мифические животные Ближнего Востока и поразительные легенды о них.
Исламосфера
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi