Дискуссии о многоженстве в исламском мире

Начиная с XIX в. в исламском мире развернулись дискуссии о многоженстве, пишут Каусар Камиль и Салим Огют для İslam Ansiklopedisi.


Полигамные браки, которые тесно связаны с разными внешними факторами, такими как образ жизни общества, традиции, культура, соотношение мужского и женского населения, экономические потребности и возможности, социальный статус и региональные условия, были широко распространены в истории практически всех народов – от жителей древнего Вавилона и Египта до афинян, индийцев, иранцев, турок, славян, немцев и англосаксов. В священных текстах и иудаизма, и христианства нет запрета на многоженство. Как сообщает Ветхий Завет, многие пророки, такие как Авраам, Давид, Соломон, Иаков имели более одной жены.

В ЮАР сняли фильм о проблеме многоженства среди мусульман.

Так как согласно Корану жениться на нескольких женщинах, но числом не более 4-х разрешается, этот вопрос не вызывал особых разногласий среди мусульман. Но начиная с XIX в. по нему развернулись бурные дискуссии.

Arab with Three Wives and Two Servants | Old egypt, Egyptian man, Boston public library

Источник: pinterest.com

В 1899 году египетское правительство попросило Мухаммада Абдо высказать свое мнение о статусе и совершенствовании шариатских судов, и он внес несколько предложений, подняв вопрос об ограничении права мужчин на полигамный брак. Как и некоторые другие ученые, Абдо считал, что аяты: «Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них [женах] одинаково, то женитесь на одной… Это ближе [к религиозному закону], если не хотите уклониться от него» (ан-Ниса 4/3) и «Вы никогда не сумеете относиться одинаково справедливо к женам, если бы даже очень хотели этого» (ан-Ниса 4/129) сильно сужают границы полигамии в исламе, сделав ее допустимой только для тех, кому это реально необходимо. Но и в таком случае человек должен быть уверен, что сможет относиться ко всем женам справедливо. Если учитывать, что в основе исламского права лежит принцип предотвращения вреда, то можно прийти к выводу о необходимости запрещения многоженства в случае, если муж не относится к своим супругам одинаково. Абдо представил эти мысли Министерству юстиции Египта в отчете и предложил пересмотреть подход к многоженству.

Вестернизация и духовная апатия мусульман.

Подобные дискуссии велись в XIX-XX вв. и в других странах. В XIX в. в Османской империи стал подниматься вопрос о необходимости ограничения полигамии какими-то условиями. Некоторые богословы заявили, что женитьба на более чем одной женщине всего лишь дозволяется, а не является предписанием, поэтому вполне допустимо с точки зрения шариата ввести условия для такого брака, такие как согласие первой жены, разрешение судьи и т.п.

Мухаммад аль-Мадани, один из современных исламских ученых, выдвинул новый взгляд на этот вопрос в статье, опубликованной им в 1958 году. Основываясь на толковании приведенных выше аятов, он заявил, что такой брак является разрешенным (мубах) только в том случае, если муж относится одинаково ко всем женам, а также существует серьезная причина, побудившая его жениться более чем одной женщине.

Muhammad Abduh Khair Allah

Мухаммад Абдо / Источник: presidency.eg

На втором конгрессе Академии исламских исследований при аль-Азхаре в 1965 г. обсуждался этот вопрос. Делегация из 26 человек, среди которых были такие авторитеты, как Абдулхалим Махмуд, Мухаммад Ахмад Фарадж ас-Санхури, Мухаммад Абу Захра, Мухаммад Фадиль ибн Ашур, Мухаммад Али ас-Сайис и Али аль-Хафиф, вынесла единодушное заключение о том, что практика многоженства разрешается в соответствии с ясными текстами Корана и в рамках того, что говорится в них об этом.

Все эти дебаты оказали влияние на законодательство исламских стран. Закон о семье 1917 года, изданный в Османской империи, допускал возможность для женщины оговорить, чтобы мужчина не брал еще жен, пока женат на ней. А в 1924 г. было внесено предложение обязательного разрешения судьи.

Деспотичные лидеры навязывают арабскому миру светский космополитизм.

В Египте в рамках программы социальных реформ правительство под влиянием упомянутых выше взглядов Мухаммада Абдо с 1926 года много раз предпринимало попытки сделать разрешение судьи обязательным условием женитьбы на более чем одной женщине, а также установить требование, чтобы мужчина обладал высоким уровнем благосостояния. Но подготовленные законопроекты не смогли стать законом, в частности, из-за бурной реакции религиозных кругов.

В современном мире в исламских странах существуют различные правовые нормы и практики в отношении полигамии. В авангарде стран, где норма о многоженстве применяется наиболее свободно, находится Саудовская Аравия. В Иордании и Египте она применяется в более широких рамках по сравнению с другими странами. В большинстве исламских государств, в том числе в Сирии, Ираке, Марокко, Йемене и Индонезии, многоженство возможно при соблюдении ряда условий – получения разрешения судьи, согласия первой супруги, обеспеченности и наличия средств для содержания всех жен, наличия болезни, бесплодия и т.п. у первой супруги. Хотя в Пакистане многоженство не запрещено, наличие множества условий сильно затрудняет его осуществление. В Тунисе и Турции полигамия запрещена законом.

Yüksel Odabaşı on Twitter:

Источник: twitter.com

Исламосфера

Комментарии