Для чего Китаю понадобилась китаизация исламской культуры в стране?

Китайские власти бьют тревогу по поводу растущей исламизации в стране. Их беспокойство вызвано тем, что исламская идентичность, по их мнению, может стать альтернативой китайской идентичности. Такая ситуация является неприемлемой для китайского руководства, которое рассматривает национальную идентичность как нечто вроде «священной коровы» и стремится установить жесткие границы влияния ислама на культуру своих граждан.


Недавно в Пекине состоялась 13-я Китайская народная политическая консультативная конференция, на которой руководитель Исламской ассоциации Китая Ян Фамин выступил с резонансным заявлением.

По его словам, ислам в Китае имеет долгую и славную историю. Но в последнее время в Китае, как он выразился, наблюдается “ползучая исламизация”. Это проявляется, в частности, в том, что мечети строятся не в традиционно китайском стиле, а под влиянием иностранных архитектурных стилей (по-видимому, присущих Арабскому Востоку). Причиной этого, по его мнению, является сложная и постоянно меняющаяся религиозная динамика в мире. Выход из ситуации Ян Фамин видит в том, чтобы китайские мусульмане исповедовали ислам, не отрываясь от китайского культурного поля, иначе это приведет к разделению общества по конфессиональному признаку.

Кроме того, руководителя Исламской ассоциации Китая беспокоит чрезмерное распространение концепции “халяль” на все стороны жизни некоторой части китайских мусульман.

Источник фото: REUTERS/Michael Martina

«Религия вмешивается в светскую жизнь людей, при этом некоторые люди уделяют ей больше внимания, чем национальным законам. Ситуация доходит до того, что они начинают называть себя лишь верующими, а не китайскими гражданами», – сказал Ян.

Кроме того, Ян призвал китайских мусульман принять основные социалистические ценности, сохранять традиционную китайскую культуру и придерживаться патриотической линии. По его мнению, религиозные обряды, культура и архитектура мусульман также должны иметь четко выраженные китайские черты, что будет интерпретироваться как борьба с религиозным экстремизмом.

Подобные высказывания одного из лидеров китайских мусульман не должны удивлять, поскольку Исламская ассоциация Китая является религиозной организацией, тесно аффилированной с государственными органами власти Китая. Так что позиция официальных представителей китайских мусульман ничем не отличается от официальной в Китае точки зрения по этой проблеме, которую выражают чиновники, журналисты, эксперты и другие заинтересованные лица.

К примеру, религиовед Шэнь Гуйпин в интервью изданию Global Times заявил: «Чрезмерное внимание к религиозному образу жизни приведет к тому, что религия распространится на другие социальные сферы, включая светское общество, а это, в конечном итоге, приведет к тому, что одна группа отделиться от остального общества».

«Когда китайские мусульмане строго придерживаются норм ислама, зародившегося на Ближнем Востоке, без его китаизации, такая форма ислама становится серьезным вызовом национальным законам Китая», – добавил Шэнь.

В Китае сегодня проживает около 20 миллионов мусульман. Большая их часть живет в западной части страны. Китайские мусульмане представлены многими народами, начиная от уйгуров Синьцзяна, относящихся к тюркской языковой группе, заканчивая в значительной степени китаизированным народом хуэй.

В то время как в Китае официально гарантирована свобода вероисповедания, китайские власти в последние годы ужесточили контроль в районах с преобладанием мусульманского населения. Они объясняют это обеспокоенностью по поводу возможной радикализации мусульман.

Источник фото: REUTERS/Damir Sagolj

В последние годы китайские власти неоднократно возлагали вину на так называемых исламистских боевиков за нападения, совершенные в Синьцзяне, который находится на границе Центральной Азии и Пакистана. В свою очередь, правозащитные группы говорят, что беспорядки – это скорее реакция со стороны проживающих там уйгуров на жесткое давление, которое осуществляют китайские власти на их религиозные и культурные права.

Китай полностью отрицает обвинения в проведении репрессий в Синьцзяне.

Ситуация для Китая осложняется тем, что он хочет выглядеть в глазах мирового исламского сообщества как друг мусульман. Это обусловлено в первую очередь экономическими соображениями, а именно с предложением председателя КНР Си Цзиньпина под названием «Один пояс и один путь». Этот проект свяжет Азию, Европу и Африку современными сухопутными и морскими путями и потребует привлечения многомиллиардных средств.

Источник фото: AFP

Исламосфера / по материалам globaltimes.cn и reuters.com

Комментарии