Для знаменитых путешественников Сирия когда-то была раем на земле
Сегодня Сирия лежит в руинах после многолетней гражданской войны. Однако в прежние времена эта страна являлась магнитом, который притягивал людей из самых разных стран. Если рай и есть на этой земле, то это Дамаск, утверждал известный средневековый путешественник Ибн Баттута, пишет сайт Mvslim.
Мухаммад ибн Баттута родился в Танжере (Марокко) в 1304 г. и получил хорошее образование. Его отец был кадием Танжера и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Однако судьба распорядилась по-другому. В 1325 году возрасте 20 лет Мухаммад отправился с намерением совершить хадж в Мекку. Это первое путешествие вызвало в нем такое сильное любопытство, что он продолжал путешествовать в течение 24 лет подряд, преодолев по суше и по воде 120 000 километров (для сравнения Марко Поло преодолел 24 000). Его мемуары под названием “Путешествия” полны местных баек и анекдотов и являются отличным чтивом, поскольку они дают очень точное описание жизни местного населения в регионах, которые он посетил.
5 великих людей по имени Мухаммад.
Ибн Баттута оказался в Сирии (Аш-Шам), когда она находилась в составе процветающего Мамлюкского султаната (1250-1382 гг.). Усилия Салах ад-Дина в XII веке привели к тому, что эта область обрела стабильность и единство, став той основой, на которой Айюбиды и мамлюки смогли построить мирное государство. Баттута отправился из Каира и по пути посетил такие города, как Газа, Иерусалим (Аль-Кудс), Хеврон. Для большей безопасности он хотел присоединиться к одному из поддерживаемых государством паломнических караванов, идущих из Дамаска в Мекку.
Хама
В Сирии Ибн Баттута остановился в городе Хама в июле 1326 г. Он говорит, что это город “достойных столичных центров … необыкновенной красоты … окруженный садами и огородами, снабженными водяными колесами”. Его простые слова рисуют идеальную картину классического пустынного источника, безопасного убежища как для путешественников, так и для жителей. Некоторые из этих водяных колес сохранились до наших дней, и путешественник испытывает благоговейный трепет перед гигантскими сооружениями, используемыми для подачи воды из реки Оронт. Он особенно любил “миндальные абрикосы”, которые содержат в своем семени сладкий миндаль.
Как возродить исламские города Ближнего Востока?
Алеппо (Халеб)
Ибн Баттута назвал Алеппо огромной столицей и описал его цитадель, которая “не боится жажды” благодаря “двум колодцам, питаемым водой из источников”. Это чудесное сооружение было укреплено двумя стенами с траншеей между ними, заполненной водой. Он до сих пор стоит, как сияющая корона на лбу Сирии, пережившая две осады со стороны монголов и Тамерлана в Средние века. Ибн Баттута так описал архитектуру города: “Это один из самых знаменитых городов… который не имеет себе равных в красоте планировки, а также в просторе и симметричном расположении базаров”, которые имеют деревянную крышу, дающую тень. Он снабдил свое описание двустишием поэта XI века:
Когда для моей болезни ты не можешь найти лекарства,
Принеси мне дуновение ветра Алеппо.
Дамаск (Дамишк аш-Шам)
Ни один другой город не сравнится по степени обожания в глазах Ибн Баттуты с Дамаском. Он не находит слов для этогг и согласен с блестящими комментариями Ибн Джубайра, посетившего Дамаск за два столетия до этого: “Он – рай Востока … печать исламских земель, которые мы исследовали, и невеста городов, которые мы открыли”. Дамаск в 7 веке был столицей Омейядов, первого наследственного мусульманского халифата с царственной мощью и блеском. Хотя Аббасиды перенесли столицу в Багдад, Дамаск никогда не терял своего царственного блеска. Он посетил могилы Умм Хабибы (жены Пророка САВ), Билала (муэдзина Пророка САВ), Зайнаб (дочери Али ибн Абу Талиба). Он также описывает ряд учебных заведений Дамаска, принадлежащих различным сектам, сосуществующим в мире, в которых занимались обсуждением и развитием социальных, политических и естественных наук.
Ибн Баттута также описывает социальную поддержку граждан: “Существуют и другие пожертвования – на поставку свадебных нарядов девушкам, чьи семьи не в состоянии их обеспечить, и другие – на освобождение заключенных. Есть пожертвования для путешественников… им дают еду, одежду и оплачивают расходы на транспорт. Кроме того, существуют пожертвования на благоустройство улиц, поскольку все переулки в Дамаске имеют тротуары с обеих сторон, по которым ходят пешеходы, в то время как те, кто едет верхом, используют проезжую часть, расположенную по центру”.
Девять причин, по которым мусульмане должны путешествовать по миру.
О Большой мечети Омейядов в Дамаске он говорит: “Это величайшая мечеть на земле с точки зрения великолепия… самая изысканная”. Халиф Валид ибн Абдул Малик для ее строительства запросил у константинопольского императора квалифицированных мастеров, что является свидетельством поддержки, которую халиф оказывал искусству и ремеслу. Эта историческая мечеть, которую некоторые мусульмане считают четвертым мусульманским священным местом, сохранилась до наших дней.
В настоящее время покой, похоже, покинул Дамаск и Сирию, но всегда есть надежда на мир и лучшие времена.
Исламосфера