«Добродетельный град» аль-Фараби

Абу Наср аль-Фараби (ум. 950), один из крупнейших представителей средневековой исламской философии, математик, астроном, физик, теоретик музыки, является основателем концепции «добродетельного града», т.е. государства, где правят добродетель и справедливость, пишет Гюльден Сёкелиоглу.


Фараби, считавший, что любовь и справедливость являются двумя незаменимыми ценности в точки зрения проживания людей в обществе, также полагал, что человек по своей природе стремится к счастью, но для обретения его ему необходимо воплощать в жизнь справедливость. И обеспечить это возможно только в рамках структуры, именуемой государством. Данную его концепцию называют также теорией справедливости.

Аль-Фараби делит государство на «добродетельное» и «недобродетельное». В то время как добродетельное государство имеет только одну форму, его противоположность, «недобродетельный град», выступает в четырех видах: «невежественный», «заблудший», «нечестивый» и «допускающий изменение». Невежественное государство также имеет шесть различных форм, которые складываются во многом под влиянием интеллектуальных и моральных качеств его главы, а также понимания принципов гуманизма, жизни, морали, справедливости и права людьми, возглавляющими такой «град».

Философ, сравнивающий добродетельное государство со здоровым организмом, утверждает, что, подобно тому, как каждый орган имеет определенную функцию, а в целом их деятельность зависит от сердца, эффективная и упорядоченная работа государственных учреждений и институтов зависит от способностей, качеств и поведения главы «града».

Принципы справедливого государства в письме Али ибн Абу Талиба (р.а.).

Источник: islam.ru

В этой концепции состояние главы государства, который обеспечивает упорядоченное функционирование государственных институтов, приобретает решающее значение. Как считал аль-Фараби, такой человек должно обладать 12 основными качествами:

1) Отсутствие физических изъянов.

2) Способность правильно понимать все то, что доводится до его сведения, и давать этому правильную оценку.

3) Острый ум и проницательность.

4) Хорошая память.

6) Любовь к учебе и обучению других и воля к преодолению любых трудностей ради этого.

7) Отсутствие падкости к преходящим грубым удовольствиям, таким как еда, развлечения, похоть, а также любви к богатству.

8) Любовь к правде, честность, ненависть ко лжи и лжецам.

9) В своих действиях он должен руководствоваться неприятием несправедливости и притеснения и стремлением к справедливости.

10) Уважение человеческого достоинства.

11) Упорство, решительность и смелость в своих начинаниях.

12) Богатство души и отсутствие жадности к материальным благам.

“Лига добродетельных” на страже справедливости в Мекке.

Источник: azan.kz

Философ признавал, что трудно собрать в одном человеке все эти качества. Поэтому, по его мнению, глава государства должен, по крайней мере, быть:

1) Знающим.

2) Осведомленным о законах и практиках прошлого.

3) Обладать способностями и опытом, чтобы принимать не нарушающие традиций решения относительно ситуаций, которых не существовало в прошлом.

4) Обладать компетенцией, чтобы выносить решения по проблемам, относительно которых не были установлены законы.

5) Обладать лидерскими качествами и силой убеждения, чтобы объяснять людям законы и внушать им необходимость их принятия, сохраняя порядок в обществе.

6) Он должен иметь здоровую физическую форму, чтобы вести войну и возглавлять армию.

В случае отсутствия одного человека, обладающего всеми этими качествами, государство может управляться двумя людьми, один из которых обязательно знающий, а другой собрал в себе все другие перечисленные качества. Если и это невозможно, должны править шесть лидеров, каждый из которых воплощает в себе одно из таких качеств. Если имеются пять человек, представляющих эти добродетели, но нет знающего, то этот «добродетельный град» считается не имеющим главы и находится под угрозой постепенного упадка.

Детальную разработку аль-Фараби качеств, которые он считает необходимыми для возглавляющего государства лица, именуемого им «первый глава» или «вождь», можно истолковать так, что ученый желал объединить в нем качества как пророка, так и философа.

Как Умар (р.а.) боролся за социальную справедливость.

Исламосфера

Комментарии