Дом художников Гарем в Эр-Рияде взялся за язвы саудовского общества

The National представляет тур по студии, основанной братьями Гарем, чтобы поощрять творческие инициативы молодых саудовских художников и заживлять язвы современного общества.


На одной ничем не примечательной улице Эр-Рияда спрятано невзрачное на вид здание. Но едва переступив порог, оказываешься в удивительном мире – в мире современного искусства Саудовской Аравии. Слева располагается большое розовое полотно Нджуд Аланбари, справа-монументальная проволочная конструкция – не то мечети, не то клетки – Аджлана Гарема.

Ajlan Gharem’s monumental wire structure ‘Paradise Has Many Gates’ is now at Gharem Studio. Courtesy Gharem Studio

Мечеть-клетка под названием “У Рая много ворот” / Источник: Студия Гарем

Это студия Гарем, некоммерческая организация, которая была основана в 2013 году братьями Абдулнассером и Аджланом Гарем, является местом притяжения всех молодых и талантливых саудовских деятелей искусств. “Это пространство, где художники могут быть верны себе”, – объясняет Аджлан на своем сайте. “Я хочу, чтобы она была ориентиром для всякого, у кого есть идеи и инициатива”.

Abdulnasser Gharem, one of the most important contemporary artists to have emerged from the region, with his work, ‘Ricochet’. Getty

Абдулнассер Гарем на фоне своей работы “Рикошет” / Источник: thenational.ae

В студии

Жизнь внутри студии противоречит консервативной репутации Эр-Рияда. Главная комната завалена книгами об искусстве. “Из каждого путешествия мы возвращаемся с огромным чемоданом, полным книг”, – говорит креативный директор студии, художник, известный как Шавиш.

Картинки по запросу Shaweesh artist

Шавиш / Источник: eoaprojects.com

Повсюду куча вещей: пальто, сумки, пластмассовые герои, скейтборды и газетные вырезки теснятся на всех доступных поверхностях. Еще четыре комнаты, в которых немного больше порядка, используются для создания и демонстрации искусства. Судия Гарем – это место, свободное от ограничений.

Картинки по запросу gharem studio riyadh

Источник: Студия Гарем

“Каждый день мы проводим “мозговой штурм””, – говорит Абдулнассер. “В Саудовской Аравии все еще сложно говорить о современном искусстве … я надеюсь, что мы будем развивать художественные центры и библиотеки и налаживать отношения с другими центрами. Мы должны отправлять наших студентов за границу учиться искусству, музыке, поэзии, театру … всему”.

Prosperity Without Growth S

“Процветание без развития”. Картина Абделнассера Гарема сделана в виде пикселей. Художник использует этот образ, говоря, что компьютерные игры или средства массовой информации в целом оказывают более сильное влияние на формирование мнений, чем образование или религия / Источник: abdulnassergharem.com

Художники

В настоящее время в студии Гарем проживают 11 художников. Абдулнассер говорит. “Здесь мы пытаемся помочь художникам сосредоточиться на генетическом коде их культуры. Они должны копаться в своем наследии … если наши художники хотят иметь свое лицо, им нужно полагаться на свои культурные источники, свою мифологию, все, что принадлежит им. Мы не хотим копировать других”.

Кадр из фильма “Медина” / Источник: abdulnassergharem.com

Шавиш добавляет: “Когда молодые художники приходят сюда, большинство из них теряются. Им не хватает знаний, они не знают разницы между тем, к чему принадлежат, и тем, что любят. “Шавиш – это одна из историй успеха студии Гарем. Он прославился в 2017 году, когда наложил изображение персонажа “Звездных войн” Йоды на фотографию 1945 года покойного короля Саудовской Аравии Фейсала. Это изображение случайно включили в школьный учебник. Страница из учебника висит на одной из стен студии.

Картинки по запросу shaweesh yoda

Работа Шавиша, принесшая ему известность / Источник: arstechnica.com

Картинки по запросу ‫مخلوق فضائي بجانب الملك فيصل‬‎

Работа Шавиша в школьном учебнике / Источник: tjournal.ru

Молодые художники вряд ли могли быть в лучших руках. Абдулнассер – один из талантливейших художников и организаторов, которые появились в Саудии в последнее время. У него были сольные выставки в Берлине, Дубае, Лос-Анджелесе и Лондоне. В 2011 году он стал самым дорогих из ныне живущих арабских художников, когда его инсталляция «Послание/ Посланник» – огромный купол из дерева и меди, скрывающий внутри чучело белого голубя – была продана за 842,500 долларов в Дубае. Абдулнассер пожертвовали эти деньги на поддержку молодых художников. “Работы этих художников можно здесь увидеть”, – говорит он. “Помогите людям встать на правильный путь, и результаты будут потрясающими”.

Похожее изображение

«Послание/ Посланник» / Источник: abdulnassergharem.com

Вдохновляя новое поколение

Абдулнассер стал известен в мире искусства в 2007 году благодаря своей работе “Сырат” (Путь). Он раскрасил словом “сырат” (мусульмане повторяют это слово каждодневно 34 раза в своих молитвах) мост на юго-западе Саудовской Аравии. На этом мосту группа односельчан собралась в 1982 году, пытаясь спастись от приближающегося потока во время сильного дождя. Мост, который должен был спасти их, рухнул, и большинство из них погибло. “Чем является этот путь – тем, что ты найдешь и пойдешь по нему или тем, что оставишь после себя? Я думаю, что это важный вопрос”, – говорит художник.

The Path Edition Gharem 1200

“Сырат” / Источник: abdulnassergharem.com

В 2007 на одной из улице в городе Абха он завернулся в пластиковый брезент с видом дерева, импортированного из Австралии, который уничтожал местные деревья в Саудовской Аравии. «Флора и фауна», а именно так называлась эта работа, по словам Абдулнассера, заставила его понять, “как искусство может повлиять на людей”.

“Флора и фауна” / Источник: abdulnassergharem.com

“В начале люди думали, что я сумасшедший, но через некоторое время они начали разговаривать со мной”, – продолжает он. – Это работа художника: начать диалог. Никто не знает, к чему приведет этот диалог … Мне не нужна галерея, я просто выйду на улицу и поговорю с людьми”. Увидев работы Абдулнассера, многие люди призвали власти убрать опасные деревья.

Источник: abdulnassergharem.com

В другой комнате в студии Гарем можно увидеть еще одну работу Абдалнассера, которая называется «Традиционный метод лечения». На ней художнику с картой Ближнего Востока, вытатуированной на его спине, делают традиционное для исламского мира лечебное кровопускание, называемое хиджамой. Горячие точки совпадают с местами порезов на коже, из которых вытягивается кровь. “Нам нужно вытянуть плохую кровь со всех стран”, – заявил Абдулнассер в интервью Национальному общественному радио США в 2016 году. “Плохую идеологию, плохую политику, плохую экономику. Повсюду”.

Hijamah 1200Px

“Традиционный метод лечения” / Источник: abdulnassergharem.com

Даже когда ночь опускается на Эр-Рияд, в студии Гарем кипит жизнь. Компьютеры жужжат, а художники продолжают резать, колоть, клеить и рисовать. Абдулнассер говорит: “Нам нужны свободомыслящие люди, потому что мы хотим, чтобы они поддерживали общество идеями. – В студии гарем Абдулнассер собирает свободных мыслителей, которые меняют современную реальность с помощью искусства.

Картинки по запросу gharem studio riyadh

В студии Гарем кипит работа / Источник: Студия Гарем

Исламосфера

Комментарии