Древний краситель стоимостью 2700 долларов за грамм добывается из вонючих улиток
Добываемый из морских улиток пурпурный краситель, некогда стоивший в 15 раз дороже золота, обогатил финикийских торговцев. Мастер из Туниса восстановил забытые древние технологии и продает пурпур по всему миру, пишет Том Уэсткотт.
Гассен Нуира с усмешкой рассказывает, как изготовление пурпурной краски с использованием тысячелетних технологий едва не стоило ему брака: «[Жена] угрожала развестись со мной из-за ужасного запаха, который возникает при изготовлении красителя, поэтому, пытаясь спасти мой брак, отец отдал мне свой сарай».
Добывать такую краску из морского моллюска мурекс, имеющего красящую железу, научились еще финикийцы. Они торговали ею по всему побережью Средиземного моря и за пределами этого региона. Сегодня, спустя около 4000 лет, Нуира остается одним из немногих людей во всем мире, которые пользуются традиционными рецептами, изготавливая так называемый тирский или императорский пурпур – самый ценный и дорогой краситель в древние времена. Окрашенные им ткани всегда оставались предметом роскоши. В XV в. после завоевания Константинополя, последнего центра изготовления пурпура, секреты его получения были утрачены. Только в XIX в. европейским ученым удалось узнать их.
Тунисский переплетчик дарит новую жизнь древним рукописям.
Нуира восстанавливал древние технологии, во многом, путем проб и ошибок, так как специалистов подобного рода в мире очень мало. Свой первый пигментный порошок он создал после двух лет экспериментов. Нуира описывает этот процесс как «кропотливый и медленный»: за 12 часов он добывает всего четверть грамма краски. Для получения всего 1 грамма чистого порошка пурпурного красителя требуется 54,5 кг улиток. «Один грамм позволяет покрасить 10-15 граммов ткани (примерно один рукав рубашки), и именно поэтому краска была и остается такой дорогой, – объясняет он. – В древности люди не носили полностью пурпурных одежд, такого цвета были только ленты и полосы. Чем богаче был человек, тем шире была пурпурная полоса, но позволить это себе могли только самые богатые и могущественные».
Один из минусов работы Нуира – невыносимая вонь. Ее порождают бесконечная чистка улиток, извлечение и сушка их красящих желез и экспериментаторская деятельность.
Пять причин, почему мусульманские путешественники снова возвращаются в Тунис.
С появлением химических красителей спрос на натуральный пурпур уменьшился. Но он остается чрезвычайно ценным, и немецкая компания Kremer Pigment продает тирский пурпур по цене 2500 евро (2717 долларов) за грамм.
Нуира делает свой бизнес, в основном, через страницу в Facebook.
Примерно два года назад он начал продавать сувенирные наборы: небольшие деревянные коробки, содержащие порошок красителя, образцы тканей, раковины мурекса и их высушенные железы. На крышке наносится надпись «Карфагенский пурпур» финикийскими буквами.
Тунисские муэдзины проходят курсы в консерватории.
На сегодняшний день Нуира продал множество таких наборов. Его покупатели, среди которых есть и священники с раввинами, живут на пяти континентах. Клиенты из числа христиан обосновывают свой интерес, ссылаясь на библейский стих, в котором говорится о Христе, что перед распятием «одевают его в пурпур» [Евангелие от Марка 15:17]. Клиенты-евреи больше интересуются синим цветом.
Нуира не только производит и продает краситель. Сейчас он также проводит семинары по всему Тунису – для школ, музеев, разных организаций, выступает на исторических и культурных мероприятиях. Он таскает с собой огромный деревянный ящик, содержащий десятки образцов красителей, высушенные железы мурекса, их раковины и инструменты. В его лекциях и демонстрационных мероприятиях может принять участие каждый.
В Тунисе возрождаются национальное ковроткачество.
Исламосфера