Древний курдский фестиваль, посвященный свадьбе суфийского шейха

Хавраман – это уникальная древняя деревня, расположенная в иранской провинции Курдистан, в 10 километрах от иракской границы. Деревенские дома были построены на скалистых горах, где крыша одного дома служит двором соседнего дома сверху, что делает всю деревню похожей издалека на гигантскую лестницу. Прямо напротив деревни находится огромный сад, который имеет много общего с висячими садами Вавилона, пишет Сарбас Назари.


Жизнь в Хаврамане протекает в стороне от высоких технологий 21-го века, которые продолжают поражать сообщества по всему миру. Архитектура характеризуется стенами, возведенными из камней, которые извлекаются из самой горы, на которой они построены. Местный архитектурный стиль уникален тем, что “вешка калак” или “сухие стены” домов возведены без использования цемента.

Абьяне – одна из самых красивых деревень Ирана.

Хавраман также является домом для древнего свадебного фестиваля Пир Шаляр, сложного набора ритуалов, выполняемых среди характерных суровых снежных дней и ночей. Начиная с 40-го дня зимы, различные этапы фестиваля проходят на протяжении трех дней в течение трех последовательных недель после 15-го Ребандана (начало февраля). Ребандан – это месяц в курдском календаре, который означает период, когда дороги обычно блокируются из-за непрекращающегося снегопада.

Картинки по запросу pir shalyar ceremony

Источник: ifpnews.com

Точный исторический контекст и происхождение церемонии продолжают оставаться предметом открытой дискуссии среди ученых. Но то, что совершается ежегодно, считается многовековым празднованием свадьбы Пир Шаляра, почитаемого белобородого религиозного деятеля и лидера общины, который обладал необъяснимыми мистическими силами. В одном из рассказов говорится, что в какой-то момент в 12 веке Шах Бахар Хатун, слепая дочь царя Бухары (совр. Узбекистан), отправилась вместе со свитой в Хавраман, где ей вернулось зрение благодаря божественным целительным силам Пир Шаляра. Чтобы выразить свою благодарность, она вышла замуж за Пир Шаляра, и по этому случаю в деревне несколько дней проходили торжества.

Айваз Деде – праздник принятия ислама в Боснии.

Три суматошных дня фестиваля предполагают строгий порядок, в котором каждый шаг тщательно продуман, и каждый житель деревни вносит свою лепту в его проведение. В отличие от многих религиозных ритуалов по всему миру, свадебный фестиваль Пир Шаляр активно привлекает детей. На самом деле, именно они являются инициаторами фестиваля. “Хабар” – это первый этап, когда они распространяют новость о свадьбе, разнося по всем домам грецкие орехи, собранные в старом саду, за которым, как считается, ухаживал Пир Шаляр.

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

 

Перед восходом солнца в среду на второй неделе дети поднимаются на крыши домов, чтобы спеть традиционную песню на курдском языке. После этого они выполняют ритуал “кота-кота”, стуча в одну дверь за другой. Соседи либо предлагают какое-то угощение, либо, в случае отказа, дети каким-либо образом пугают их.

Традиционные дома в Эфиопии.

Но на этом роль детей не заканчивается. “Клаврочна” – это еще один ритуал, который они проводят исключительно сами. Это курдское слово буквально означает дыру на каждой крыше, через которую солнечный свет проникает внутрь. Дети спускают вниз миску, громко выражая желание, чтобы у пары, живущей в доме, было больше детей. В обмен на это блюдо наполняют сушеными орехами или пшеницей, и дети поднимают ее обратно.

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Хади, отец двоих детей, счастлив, что его маленькие дети всегда считают дни до начала фестиваля. “Дети готовятся к своей роли с большим волнением и энтузиазмом год за годом”, – говорит он. Церемония, с его точки зрения, является неотъемлемой частью идентичности жителей Хаврамана.

Старая кофейня в турецкой деревушке сохраняет очарование прошлого.

Свадебный фестиваль набирает темп с принесения в жертву коров и овец в то же утро. Часть мяса вручается всем семьям, которые в свою очередь предоставляют продукты для “хлошена тшех” – коллективного блюда, приготовленного для всех в виде рагу, которое включает гранаты и горные овощи. Чтобы подчеркнуть важность равенства, все жители деревни получают одинаковую долю от одной и той же пищи, независимо от статуса.

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

За трапезой следует коллективный танец или “зикр” в исполнении длинноволосых дервишей, одетых в традиционные курдские одежды. Скованные цепями, они поют гимны и играют на дафе (традиционном ударном инструменте) в честь Пророка Мухаммада (САВ), а также других исламских фигур. За этим действом следует ночное бдение с чтением стихов в месте, которое считается домом Пир Шаляра.

Деревня, в которой живут одни женщины.

Символы продолжают играть важную роль вплоть до завершения церемонии, которая приходится на пятницу третьей недели. Понятия света, средств к существованию и благословения проявляются в особом виде хлеба, известном как “гета мажга”, испеченного женщинами, которые до сих пор играли менее красочную роль. Пшеница и грецкие орехи составляют основные ингредиенты желтого хлеба в форме солнца, который подается вместе с йогуртом и вручается людям, собравшимся у могилы Пир Шаляра, чтобы отдать дань уважения религиозному деятелю.

Картинки по запросу pir shalyar ceremony

Источник: ifpnews.com

Плохая транспортная доступность и небезопасные дороги в сочетании с малоизвестностью этой церемонии долгое время сохраняли свадебный фестиваль Пир-Шаляр в секрете как от самих иранцев, так и иностранных туристов. В последние годы, однако, деревня превратилась в популярное туристическое направление, постепенно поднимаясь из безвестности. Тем не менее для деревни, которая остается в значительной степени нетронутой и сохраняет негативное отношение к современным технологиям, туризм может быть проблемой.

Деревенская бабушка из Турции создала свой собственный театр и стала звездой.

Живар, местный житель и студент-географ, обеспокоен тем, что он считает нерегулируемым растущим числом посетителей, посещающих фестиваль. “Это не шоу, а скорее праздник, закрепленный в нашей жизни здесь. Но с увеличением числа туристов он постепенно превращается в уличное представление, которое смотрят зрители, а это не то, для чего он предназначен”, – говорит он.

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Фарид, владелец сувенирного магазина, продавая посетителям деревянные изделия собственного производства и другие местные ремесленные изделия, сетует на то, что некоторые туристы оказывают вред фестивалю. “Когда они приходят, то толкаются, чтобы стать частью мистических представлений, в то время как они понятия не имеют, что они на самом деле разрушают его”, – выражает он свое недовольство.

Фестиваль туарегов в Нигере – настоящее торжество этнической культуры.

“Это наша церемония, и они должны позволить ей идти своим чередом. И на этом все не заканчивается. Некоторые туристы оставляют после себя много мусора”, – добавляет Фарид. “Они, кажется, путают его со средиземноморским пляжем, не понимая, что это в основе своей древняя религиозная церемония, которая призывает к величайшему почтению”.

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Loading...

Источник: Сиамак Эбрахими/ visura.co

Исламосфера

Комментарии