Два фильма о хадже: это путешествие, преображающее сердца

Если считать искусство, особенно кинематограф, некой формой отражения истины, то тогда деятель искусства/режиссер – это человек, который стремится достичь этой истины. Иранский режиссер Маджид Маджиди сказал, что целью создания фильма является «показать красоту, скрытую за действительностью». Таким образом, согласно ему, каждый мастер должен быть занят великим делом, которое приведет его к пониманию истины, пишет Сельма Элмас.


В двух фильмах о хадже, которые я посмотрела, присутствует этот поиск истины – это «Путешествие в Мекку» и «Великое путешествие».

Паломничество в Мекку преображает сердце человека

Снятый в 2009 г. фильм «Путешествие в Мекку» режиссера Брюса Нейбара создан на стыке документального и художественного жанра. Повествование в нем развивается параллельно истории жизни знаменитого марокканского путешественника Ибн Баттуты, жившего в XIV в. Собственно, фильм и был вдохновлен его мемуарами.

Ибн Баттуте был всего 21 год, когда он решил совершить паломничество. Его друг Хамза пытается отговорить его от этого путешествия, говоря, что как раз сейчас его карьера идет в гору. Тем не менее, Ибн Баттута полон решимости, тем более что ее подкрепляет приснившийся ему сон. Он говорит другу: «Паломники рассказывают, что когда прибываешь в Мекку и стоишь перед Каабой, это преображает сердце человека».

Преодолев многомесячный путь по пустыне Ибн Баттута наконец достигает Каира. Здесь он встречается с Абу Джафаром, навестить которого его попросил Хамза, и рассказывает ему свой сон. Абу Джафар заверяет его, что он на верном пути и говорит: «Если Аллах позволит, ты достигнешь своей цели. Ищите знания, даже если для этого надо ехать в далекий Китай…». Эти слова вдохновляют путешественника.

Мекка и Медина наполняют смыслом сценарий фильма. Он интересен тем, что заставляет и нас перенести это путешествие, сопровождаемое на экране великолепными сценами.

От исполнительницы хип-хопа до хаджии: история Диам.

Путь Реды к самому себе

Фильм «Большое путешествие» французского режиссера Исмаэля Феррухи снят в 2004 г. Нам показывают драматическую дорогу в Мекку отца и сына – Мохамеда и Реды. Так как они едут на автомобиле, то им необходимо преодолеть немалый путь – из Европы на Балканы, оттуда в Турцию, а потом в Саудовскую Аравию.

Отец сам родом из Туниса. Хотя он переехал во Францию много лет назад, он не отказался от своей культуры. Его сын Реда же вырос во Франции и его можно назвать западным человеком во всех смыслах. Когда его отец решил во что бы ни стало совершить паломничество, как оказалось, за руль автомобиля может сесть только Реда. Дорожные переживания позволяют отцу и сыну стать ближе и узнать друг друга.

В фильме «Великое путешествие» мы видим историю человека Востока, который или живет на Западе, или же вырос там и полностью впитал его культуру. В образе Реды, который интегрировался в западную культуру, но не стал человеком Запада, представлен абстрактный образ Востока, живущего на Западе. В образе его отца нам показывается человек Востока, который хотя и живет на Западе, но остался чужд ему. Мы не ошибемся, если скажем, что их путешествие — это путь Реды к самому себе.

Как это было: воспоминания паломницы о хадже.

Исламосфера

Комментарии