Двуглавый орел – символ государства у сельджуков

У сельджуков двуглавый орел использовался как государственный символ и был одним из самых распространенных мотивов, воплощенных в архитектуре и ремесленных изделиях, пишет сайт Okur Yazarim.


Мотив двуглавого орла был широко известен в разных культурах Центральной Азии, Анатолии, Месопотамии, Египта, Кавказа, Балкан, Дальнего Востока, Европы, Африки и Америки.

 Он был распространен и в тюркской мифологии, древнетюркских верованиях, литературе как исламского, так и доисламского периодов. Эта птица с древнейших времен имела важное значение в качестве символа у тюрков, поэтому у них часто встречается ее изображение, в том числе в двуглавом виде. Она символизировала могущество и силу, а двуглавый орел, соответственно, – двойную силу.

Поскольку орел олицетворяет добро, победу правителя, небо и стихии, его часто изображали как побеждающего какое-то животное. Например, в Пазырыкском кургане найдена седельная покрышка, на которой представлен орел, нападающий на оленя.

Животные в исламском искусстве: истоки и символизм.

Источник: okuryazarim.com

Орел часто помещался и на гербах. Считается, что эта хищная птица, изображенная на головном уборе статуи Кюль-тегина, является его гербом.

Источник: Quora

В более поздний период она встречается на дворцовых украшениях Газневидов.

По одной версии, именно под влиянием Газневидов, у которых орел был символом власти, в искусстве Великих Сельджуков возник его мотив в двуглавой ипостаси. Согласно другой версии, он относится к X веку и распространился в анатолийских и среднеазиатских государствах под влиянием Византийской империи, где использовался до XIII века. Таким образом, как считают сторонники этой точки зрения, сельджукский мотив двуглавого орла также был заимствован из Византии. 

По мнению историков, двуглавый орел использовался сельджуками как государственный символ. Позже он проник в архитектуру и искусство – многочисленные изображения этой птицы как в одноглавой, так и в двуглавой ипостаси можно увидеть как на зданиях, так и тканях, коврах. Следует отметить один момент, отличающий его от аналогичных символов – у птицы имеются заостренные уши. Как и в среднеазиатском искусстве, в искусстве сельджуков фигура орла использовалась как в символическом, так и в космологическом значениях, таких как могущество, сила, герб правителя, благость, защитник, благоприятный символ, стража и удача. Поэтому ее изображения можно увидеть на самых видных местах архитектурных сооружений, таких как мечети, крепости, дворцы и караван-сараи. Она выступает как оберег, защитный элемент, символ могущества и силы. Если в крепостях орел – это своеобразный дух-защитник и талисман, препятствующий проникновению в город врагов, зла и болезней, то во дворцах – символ знати. Его изображения на воротах мечетей, дворцов, караван-сараев и крепостей также могли заключать в себе суфийский смысл – перенос души дервиша к Создателю. Самый ранний образец изображения орла на стенах крепости можно увидеть в Конье. Он относится к 1221 году.

Шедевры исламского искусства: сельджукская изразцовая плитка.

Источник: okuryazarim.com

Орел как герб

Во время раскопок в октябре 1965 года во дворце Кубадабад, представлявшим собой летнюю резиденцию султана Ала ад-дина Кейкубада (1220-1236), были найдены изразцы с изображениями орлов, в частности, двуглавых, на туловище которых имеется надпись «ас-султан». Это ясно показывает, что эти фигуры использовались в качестве герба правителя.

Источник: okuryazarim.com

Космологический символ

Двуглавый орел как вестник между землей и небом часто изображался вместе с древом жизни. В сельджукской архитектуре встречается композиция, в нижней части которой присутствуют дракон или лев, в средней – древо жизни, а в верхней – одноглавый или двуглавый орел. Она берет начало в представлениях древних тюрок, согласно которым центром мира является древо жизни, а птица изображает собой символический элемент, переносящий дух в потусторонний мир. Животные-талисманы, такие как львы и драконы, являются защитниками древа. Несмотря на свои корни, подобная композиция повторяется как в гробницах анатолийских сельджуков, так и архитектуре медресе, например, Чифте-Минарели в Эрзуруме. Здесь на древе жизни, помимо прочего, имеются плоды, символизирующие вечную жизнь. Само оно произрастает из полумесяца, по обе стороны которого расположились драконы.

Животные и растительные узоры в исламском искусстве.

Источник: okuryazarim.com

Схожая композиция украшает медресе Якутие в Эрзуруме. Но подножье древа жизни охраняют львы.

Erzurum Yakutiye Medresesi - Kültür Portalı - Medya Kütüphanesi

Источник: kulturportali.gov.tr

Возможно, такая композиция на стенах медресе имеет цель подчеркнуть значение этих учебных заведений, показать, что они, как и как древо жизни, представляют собой ось мироздания. Или может нести в себе поучительную функцию, символизируя, что ученик, получив знание в медресе, постигнет тайны всего сущего.

В архитектуре гробниц подобная композиция может обозначать отправление в небеса души умершего, поднимаясь по ветвям древа, которое является символом вечной жизни. Ее можно увидеть, например, на стенах мавзолея Дёнер Кюмбет в Кайсери.

Математическая красота исламской геометрии.

Источник: okuryazarim.com

Орел и дракон

Среди изображений двуглавого орла у анатолийских сельджуков имеются и такие примечательные, на которых крылья или хвост птицы заканчиваются драконьими головами. При этом они всегда, открыв пасти, угрожают орлу. Согласно некоторым толкованиям, дракон, соединенный в одно целое с орлом и кусающий его, является аллегорией низменной души (нафс) человека. Такие композиции встречаются и на стенах мечетей, например, на портале Большой мечети города Дивриги в провинции Сивас. Здесь птица изображена как герб правителя и может обозначать, что даже у правителя его врагом является, в первую очередь, его нафс.

Великая мечеть Дивриги восемь столетий хранит силуэты ее основателей.

Datoteka:Divrigi,Moschee-P2.jpg – Wikipedija

Источник: Wikipedia

Исламосфера

Комментарии