Джоха: плут, глупец и мудрец из арабского фольклора
Наряду с героическими фигурами, такими как Синдбад и Али-Баба, в арабском фольклоре присутствуют и приземленные персонажи, которые совершают смешные ошибки, но одновременно преподают жизненные уроки. Таким является Джоха – плут, глупец и мудрец одновременно.
Однажды Джоха направлялся на рынок, чтобы купить осла. По пути он встретил друга, который спросил: «Куда ты идешь?». «На рынок, купить осла», – ответил Джоха. «Скажи иншаАллах (Если на то будет воля Аллаха)», – посоветовал его друг. «Зачем? Осел на рынке, а деньги у меня в кармане» – упрямо заявил Джоха.
Когда он прибыл на базар, присмотрел себе осла и полез в карман, то обнаружил, что тот пуст! Все его деньги были украдены!
Подавленный, Джоха решил вернуться домой. По пути он снова встречает своего друга.
«Где осел?», – спросил друг. «Мои деньги были украдены, иншаАллах», – ответил Джоха.
Ходжа Насреддин: реальный человек или воплощение народной сатиры?
Джоха – это персонаж, которого на Ближнем Востоке узнают без малейшего колебания. Истории о нем распространены среди всех религиозных, этнических и расовых групп в регионе арабской культуры, простирающемся от Марокко до Ирака и от Северной Сирии до середины Судана. Слава Джохи дошла еще дальше – до Турции и даже до Балкан.
Вместе с этим до сих пор ведутся споры вокруг происхождения этого широко известного персонажа. Его сходство с Ходжой Насреддином бросается в глаза даже на первый взгляд. Кроме того, арабы называют Ходжу Насреддина Джохой, поэтому жизни, личности и шутки этих двух анекдотических героев во многом слились, и их часто путают друг с другом.
Например, согласно одной истории, однажды Джоха вместе с сыном и ослом отправился в соседний город, проезжая через разные селения. Но в каждом из них путешественники столкнулись с критикой. Жители первого селения осудили их, так как они вдвоем ехали на осле, и животному было тяжело. Тогда сын Джохи слез с осла, но во втором городе стали жалеть ребенка, которого отец заставлял идти пешком, а сам ехал верхом. Когда они поменялись местами, их осудили уже в третьем селении из-за того, что младший не проявил почтения к старшему. Тогда Джоха взвалил осла себе на плечи.
Эта история является широко известным анекдотом и о Ходже Насреддине.
“Шутить изволите”: Ходжа Насреддин, бекташийские анекдоты и “казнить нельзя помиловать”.
Все это породило версию о том, что Джоха – арабская версия Ходжи, это один и тот же персонаж. Однако первое письменное упоминание о Джохе найдено в арабской книге IX века, и есть основания предполагать, что к тому времени он уже долгое время был частью арабского фольклора. Поэтому другие заявляют, что это два разных независимых героя. Турецкий исследователь Хусейн Турал пишет: «Исследование фольклора, связанного с этими двумя личностями, позволяет выявить, что между ними нет ничего общего, кроме того, что они являются героями анекдотов. Насреддин Ходжа предстает обычно ученым, философом, а в его высказываниях заложены мудрые мысли. Джоха же часто изображается как наивный и глупый человек, что даже нашло отражение в арабских поговорках».
Вместе с этим есть мнение, что это два реальных исторических лица, один из которых жил в Малой Азии, а другой – в Ираке. Хотя некоторые источники называет его именем собственным, преобладает мнение, что Джоха – его прозвище, а в ряде преданий упоминается личное имя этого героя как Нух или Абдуллах. Также согласно преданиям, он происходит из арабского племени фазара, жил в VII–VIII веках в Куфе, а его отец был известным купцом из этого города. О жизни Джохи и его семье особых сведений нет. Как сообщают некоторые источники, он прожил 100 лет и умер во времена халифы Абу Джафара аль-Мансура (753-775).
Хотя иногда в его рассказах фигурируют жена или сын, постоянным спутником Джохи является его верный осел, который нередко также представляет собой ключевое средство передачи морали истории. Этот персонаж никогда не изображается героем или храбрецом. Он не владеет мечом и не ведет войн. На самом деле, в некоторых анекдотах Джоха предпочитается спасать себя, практически, проявляя трусость. Но героизм никогда не был целью этого вечного персонажа. Его истории всегда предназначались для того, чтобы затрагивать какие-то социально значимые моменты и воспитывать как детей, так и взрослых.
Ходжа Насреддин борется с предрассудками о мусульманах на сцене американского театра.
Хотя с Джохой связаны классические истории, каждая культура адаптировала его и его рассказы к своим собственным традициям и обстоятельствам.
Согласно одному анекдоту, Джоха продал свой дом, но оставил в стене гвоздь. А после под предлогом, что хочет проверить его, то и дело наведывался в свое старое жилище, лишив покоя покупателя. «Гвоздь Джохи» в Египте превратился в поговорку. А в 1951 году египетский националист Али Ахмед Бакасир привел эту историю в качестве сатирического изображения своего видения ситуации, что Британия «использовала [Суэцкий канал] для оправдания оккупации Египта».
Арабы не только вложили свое остроумие в классические истории о Джохе, но и добавляют эти истории в свой повседневный юмор. Например, в Египте узкие, извилистые улицы и дороги называются «домом Джохи» (байт Джоха).
Также в этой стране распространена поговорка «Где твое ухо, Джоха?». Такой вопрос могут задать человеку, который объясняет что-то излишне запутанным образом. Источником этой поговорки является история о том, что однажды, когда Джоха занимался какими-то своими делами, и к нему подошел один человек и спросил, где его ухо. Джоха потянулся правой рукой до левого уха и указал на него, хотя очевидно, что проще было указать на правое.
Близость Джохи и Ходжи Насреддина привела к тому, что, познакомившись с арабской и турецкой литературой в конец XIX века, жители Запада стали воспринимать их в качестве одного и того же персонажа. Путаница затронула даже академические круги.
Аския – узбекское искусство острословия.
Исламосфера