Эбубекир Эфенди – исламский ученый, проповедовавший в Южной Африке

Эбубекир Эфенди является одним из тех ученых, которые оказали большое влияние на ислам в Южной Африке, а также на язык африкаанс.
В XIX в. значительную часть населения Южной Африки составляли капские малайцы. Первые из них были привезены из Юго-Восточной Азии в Южную Африку голландскими колонистами в качестве рабов. Вторая волна малайцев состояла в основном из ссыльных каторжников и повстанцев с острова Ява. Часть представителей этого народа приняли христианство, другие остались приверженцами ислама. Но свой родной язык они забыли, перейдя на африкаанс. Также в результате депортации малайцы частично утратили свою религиозную идентичность. Их религиозная практика включала неисламские традиционные племенные малайские обычаи. Также, как отмечал Эбубекир Эфенди, они искажали произношение арабских слов. Кроме того, малайцы считали, что побривший бороду человек перестает быть мусульманином, во время заключения никаха жених с невестой обязательно должны поцеловаться и т.п.

Мусульмане, привезенные в Южную Африку в качестве рабов из Индии, Индонезии и Малайзии в 1650-х годах, сегодня живут в районе Бо-Каап в Кейптауне / Источник: gzt.com
При совершении хаджа капские малайцы обратили внимание на то, что их поклонение отличается от того, которое совершают другие мусульмане. Собственные имамы не могли прояснить им этот вопрос. С увеличением количества отправляющихся в хадж проблема становилась острее, среди мусульман даже возникли волнения. В конечном итоге представители общины обратились к английским властям, под управлением которых находилась Южная Африка, с просьбой найти им учителей, которые могли бы учить их правильному исламу. Королева Виктория написала письмо турецкому султану Абдулазизу, передав эту просьбу. Выбор турецких властей остановился на Эбубекире Эфенди – османском ученом курдского происхождения. Он родился в 1814 или 1823 г. в семье сеидов (потомков Пророка Мухаммада (мир ему)) в провинции Шехризор, где и получил начальное образование. Обучение он продолжил в Стамбуле, а после в Багдаде.

Решение отправить Эбубекира Эфенди в Южную Африку было принято султаном Абдулазизом 26 мая 1862 г. / Источник: gzt.com
Эбубекир Эфенди прибыл в Кейптаун в январе 1863 г. Его встретили британский губернатор и местные мусульмане, а в городе ему предоставили дом и выделили переводчика.

Эбубекир Эфенди (справа посередине) в компании местных мусульман вскоре после его прибытия в Кейптаун / Источник: gzt.com
Эбубекир Эфенди открыл в Кейптауне школу для мужчин, а также вместе со своим помощником Омаром Лютфи начал учить желающих Корану. Впоследствии была открыта школа и для женщин.

Мечеть в Порт-Элизабет. Ученики Эбубекира Эфенди открыли мечети и медресе в таких городах, как Порт-Элизабет, Йоханнесбург, Кимберли, Дурбан и даже в Мозамбике / Источник: gzt.com
Несколько раз проповедник ездил в Мозамбик, чтобы призывать людей к исламу. Вместе с этим, ему пришлось столкнуться в оппозицией местных имамов, которые сами принадлежали к шафиисткому мазхабу, учили своих прихожан, что последователи других мазхабов являются неверными. Кроме того, имамы в Южной Африке привыкли к щедрым пожертвованиям со стороны прихожан.

Ахмед Атаулла Эфенди, сын Эбубекира Эфенди, с детьми (1900 г.). Его дочь Хавва Хайрунниса – первая мусульманка-доктор в Южной Африке / Источник: gzt.com
С целью просвещения мусульман Эбубекир Эфенди писал труды на арабском и голландском языках. Самые значимые из них – это «Байан уд-дин» и «Марасид уд-дин». «Байан уд-дин», опубликованная в 1869 г., стала одной из первых книг, переведенных на язык африкаанс. В исторических документах говорится о влиянии Эбубекира Эфенди на распространение хиджаба и фески среди мусульман Южной Африки.

Английский перевод книги Эбубекира Эфенди «Байан уд-дин», выполненный Мией Брандел-Сирье / Источник: gzt.com
Скончался Эбубекир Эфенди 29 августа 1880 г. в Кейптауне. Дом, в котором он жил, был превращен в музей.

Могила Эбубекира Эфенди в Кейптауне / Источник: twitter.com
Исламосфера