Электро Хафиз – мастер игры на сазе эпохи модернизма

Его творчество может быть смесью психоделики, арабески и рока, но все, что хочет сделать Электро Хафиз – это тронуть людей своей музыкой.


Слово «хафиз» в арабском языке обозначает человека, который выучил наизусть Коран. Однако с Электро Хафизом дело обстоит иначе. Он одет в кроссовки, джинсы и кожаную куртку, но через плечо у него перекинута баглама или саз, лютня с длинным грифом.

Его музыка столь же эклектична, как и его внешность. Ее электронное звучание, подкрепленное даб-ритмами, несет в себе отголоски музыки Эркина Корая и Барыша Манчо, пионеров так называемого анатолийского рока, которые придумали технику исполнения восточных четвертитоновых мелодий на электрогитаре. В то же время в нем есть что-то от музыкальной подписи Мюслюма Гюрсеса, исполнителя в стиле арабеска, жанра турецкой музыки, вдохновленный арабскими мелодиями.

Турецкое искусство и культура – важные элементы культурного ландшафта Германии.

Dissolving Borders with Elektro Hafız - renk.

Источник: renk-magazin.de

По словам самого музыканта, его вдохновляет широкий спектр всего, что можно отнести к категории «мировой музыки»: русские песни, болгарская гитара, индийский ситар, послевоенный немецкий краут-рок и шаманская музыка. Он не соглашается с тем, что его творчество вдохновлено турецкой народной музыкой: «Музыка, которая на меня повлияла, это не традиционная турецкая музыка, а ее измененная, городская версия, вроде арабески. Или, скажем, как варианты народных песен, исполненные на электрическом сазе. Назвать его традиционным нельзя, потому что многие приверженцы традиций выступают против электроинструмента».

Арабески 70-х и 80-х годов и старая музыка из фильмов эпохи виниловых пластинок уже довольно давно переживают возрождение. Электро Хафиз, перерабатывая старые звуки, превращает их во что-то свежее и новое. Вместе с этим он создает и свои собственные оригинальные работы.

Исполнитель, которого на самом деле зовут Демир Керем Атай, родился и вырос в Стамбуле, в детстве слушал коллекцию пластинок своего отца, который также был музыкантом. Его отец хотел, чтобы он играл на пианино, но Демиру больше по вкусу была гитара. После он выступал в качестве музыканта и продюсера в различных кругах, например, был гитаристом в группах BaBa ZuLa, Fairuz Derin Bulut или у рэпера Ayben.

Кудси Эргюнер – турецкий музыкант-виртуоз.

В 2012 году Демир Атай покинул Стамбул и переехал в Кёльн. Именно в это время он взял в руки свою багламу, которая валялась без дела, и начал импровизировать с электронной музыкой. Реакция была потрясающей – в первую очередь со стороны немцев, которые не знали подобного инструмента и высказывали предположения, что это турецкая гитара. «Во-первых, это не гитара, а во-вторых, не турецкая. На этом инструменте играют курды, лазы в регионе от Черного моря до Балкан. Он принадлежит месту, а не одному народу», – заявляет Электро Хафиз.

Реакция турок, проживающих в Германии, была столь же бурной. Традиционалисты поспешили обвинить его в искажении анатолийской культуры. Однако это не остановило музыканта. Родился новый персонаж, Электро Хафиз, который гастролирует по Германии и соседним европейским странам, а также выступает в Турции. На вопрос, не встречает ли он негативную реакцию, музыкант отвечает: «Если и бывает реакция, то не по причине моей музыки, а страны моего происхождения. У некоторых вызывает возмущение факт, как какой-то иностранец из Турции может давать в Германии концерты, творить. К сожалению, такое встречается. Но и бывает и прямо противоположная реакция».

Электро Хафиз выпустил уже три альбома и участвует в разных проектах.

Женщины-музыканты Османской империи.

Исламосфера

Комментарии